Разделы

Цифровизация Инфраструктура

Выделенный центр разработок позволяет ИТ-директору сосредоточиться на стратегии

Необходимость оптимизировать затраты и обеспечивать оперативную поддержку бизнеса в условиях ограниченных ресурсов стала причиной роста интереса со стороны ИТ-директоров к аутсорсингу. Однако если раньше вопрос сводился к простому выбору: привлекать для реализации отдельных проектов внешних подрядчиков или обойтись своими силами, то сейчас задача усложнилась. Помимо традиционного проектного аутсорсинга некоторые поставщики ИТ-услуг стали предлагать российским клиентам новую для отечественного рынка форму сотрудничества – долгосрочное партнерство, создание выделенного центра разработки или центра компетенции. Об этой модели аутсорсинга, ее особенностях, рисках и эффективности в интервью CNews рассказал Артак Оганесян, директор по развитию бизнеса компании EPAM Systems.

Проекты

Создание центра компетенции Агентства по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК)

Агентство по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК) создано в 1997 году в соответствии с постановлением правительства РФ. Его основные задачи - реализация государственной политики по обеспечению доступности жилья для широких слоев населения, развитие системы ипотечного кредитования на всей территории страны, обеспечение притока инвестиций в сферу ипотеки, формирование механизма защиты прав и законных интересов инвесторов. По стандартам АИЖК ипотечные кредиты выдают 145 организаций из 75 регионов РФ. На сегодняшний день агентством рефинансировано 171 149 ипотечных кредитов на общую сумму 140 млрд 402 млн руб.

С 2003 года в АИЖК реализуется проект по организации единого информационного пространства для участников системы рефинансирования. С этой целью создана и активно развивается единая информационная система (ЕИС АИЖК). Работы ведутся совместно специалистами АИЖК и компании EPAM Systems в рамках выделенной команды - центра компетенции. Такое решение было принято по нескольким причинам. Инновационный характер бизнеса и высокие темпы его развития требуют своевременной информационной поддержки, постоянного изменения функциональности системы. Задачи по автоматизации необходимо решать в очень сжатые сроки, предусмотренные форматом и регламентом исполнения государственных программ, связанных с ипотечным кредитованием. При этом объем собственных ресурсов агентства ограничен. ЕИС АИЖК состоит из нескольких технологически сложных подсистем, которые нуждаются в поддержке и развитии.


Основные задачи АИЖК - реализация государственной политики по обеспечению доступности жилья для широких слоев населения

Центр компетенции АИЖК на базе EPAM Systems был открыт в Москве и Рязани. Сейчас в его составе работают более 25 человек, которые занимаются реализацией проектов исключительно для агентства. Основные направления деятельности центра - поэтапное развитие функционала и поддержка ЕИС АИЖК. Специалисты центра осуществляют полный цикл работ по внедрению новых функциональных блоков системы - собирают и согласовывают требования и запросы на изменение функциональности, участвуют в подготовке технико-экономических обоснований, разрабатывают необходимую проектную документацию на новые модули системы, реализуют изменения в программном обеспечении, проводят его тестирование и внедрение. В центре выполняются регламентные работы по обслуживанию и администрированию ЕИС АИЖК, ведется мониторинг ее стабильности, доступности и производительности, регистрируются и устраняются дефекты в работе системы, собираются и обрабатываются замечания и предложения от конечных пользователей (более 1000 человек).

Процессы анализа, проектирования, разработки в центре строго формализованы и выстроены в соответствии с существующими мировыми практиками разработки программного обеспечения.

Еще один важный вопрос – обеспечение безопасности и сохранности данных АИЖК. Между EPAM Systems и агентством заключен договор о неразглашении информации и защите ноу-хау. При передаче данных используются безопасные каналы связи, а сам доступ к данным ограничен и четко контролируется.

Для анализа эффективности и качества работы центра разработана система взаимосвязанных метрик. На их основе сравниваются плановые и фактические показатели по срокам и трудоемкости (стоимости) решения согласованных задач, анализируется качество версий системы, количество несоответствий и дефектов, выявленных в ходе тестирования и эксплуатации. Дополнительно отслеживается качество услуг технической поддержки (средние и пороговые показатели времени отклика и устранения проблем).

Создание центра компетенции и передача ему функций по разработке и поддержке ЕИС АИЖК позволили агентству уделять больше внимания решению стратегических задач. При такой модели аутсорсинга механизмы определения стоимости получаемых ИТ-решений и услуг становятся прозрачными и понятными, что позволяет оптимизировать затраты. Благодаря высокой квалификации специалистов центра сокращаются сроки и повышается качество выполнения поставленных задач. Наличие выстроенных и отлаженных процессов разработки программного обеспечения обеспечивает получение стабильных и предсказуемых результатов. Наконец, сотрудничество на долгосрочной основе помогает накапливать знания о специфике деятельности АИЖК и дает возможность их использования в последующих проектах – это значительно облегчает дальнейшее развитие информационной системы.