Разделы

Интернет Бизнес Интернет-ПО

ИКТ в образовании: какой шаг будет следующим?

Проекты, реализуемые в области российского образования, являются наиболее яркими примерами внедрения ИКТ в социальной сфере. Завершившееся в 2007 году подключение всех школ к интернету и предстоящая легализация ПО позволят вывести российскую систему образования на качественно новый уровень. О реализации этого и других проектов в образовательной сфере и сложностях, которые предстоит еще преодолеть, говорили участники круглого стола CNews "Роль ИКТ в образовании".

Денис Сосновцев: "Тонкие" клиенты ускорят компьютеризацию российских школ

На вопросы CNews ответил Денис Сосновцев, руководитель центра компетенции Linux IBM IBM EE/A

CNews: Как вы считаете, насколько реально в российских школах использовать в компьютерных классах "тонкие" клиенты?

Денис Сосновцев: Использование "тонких" клиентов, серверных решений различного уровня - возможное решение многих проблем, стоящих перед российскими школами. Такие решения уже прекрасно зарекомендовали себя в мире, и IBM использует эти технологии в проектах в системе образования США, Китая, и других стран. Перенося обработку и хранение на серверы и консолидируя еe, можно сокращать энергозатраты и требования к персоналу на местах, повышать надёжность систем и их доступность. Этот положительный эффект достигается и за счёт использования серверов в классах школ, и за счёт консолидации приложений на уровне регионов.

Например, система, состоящая из серверов IBM и "тонких" клиентов, установленная в одном из регионов России, создаёт учителю удобную среду для занятий и в значительной степени снимает с него головную боль по выполнению задач системного администратора: поддержки, резервирования и восстановления системы. При минимальных усилиях и затратах времени компьютерный класс полностью готов к каждому занятию.

Не так давно мы представили действующий прототип системы организации интернет-сайтов школ страны на основе Linux, свободного ПО и мэйнфрейма IBM System z. С помощью такого решения можно для каждой из 60-ти тысяч российских школ подготовить свой собственный веб-сайт с минимально возможными затратами на инфраструктуру, лицензии на программное обеспечение, развертывание и последующее сопровождение. Эта технология успешно используется в самой компании и позволяет экономить сотни миллионов долларов только на электроэнергии.

Необходимо принять во внимание большую территорию нашей страны, дефицит учителей и современных электронных средств обучения, а зачастую и полное отсутствие специалистов-сисадминов на местах, и станет ясно, что консолидация образовательных систем и ресурсов неизбежна.

CNews: Насколько оправдана, на ваш взгляд, миграция в сторону Linux в российских школах?

Денис Сосновцев: У Linux есть и свои плюсы, и свои минусы. Но стоит отметить одно замечательное свойство свободного ПО - его использование расширяет кругозор, даёт средства и стимулирует интерес к более глубокому изучению информационных технологий. Школа для таких средств - правильное место применения.

CNews: Что, на ваш взгляд, останавливает компании, разрабатывающие коммерческое ПО, бесплатно раздавать школам свои продукты?

Денис Сосновцев: Разные компании самостоятельно определяют для себя политику распространения собственных продуктов.

CNews: Как, на ваш взгляд, можно решить проблему с быстрым моральным старением техники в российских школах?

Денис Сосновцев: С технической стороны - периодическим обновлением. Частично проблема может быть решена путём более активного использования серверных возможностей, консолидации приложений и виртуализации рабочих мест. Тогда доступ к современным приложениям можно будет получить даже с относительно старых компьютеров, а в недалёком будущем - и с других, новых устройств, которые, мы надеемся, появятся в российских школах.