Разделы

Интернет Бизнес Интернет-ПО

ИКТ в образовании: какой шаг будет следующим?

Проекты, реализуемые в области российского образования, являются наиболее яркими примерами внедрения ИКТ в социальной сфере. Завершившееся в 2007 году подключение всех школ к интернету и предстоящая легализация ПО позволят вывести российскую систему образования на качественно новый уровень. О реализации этого и других проектов в образовательной сфере и сложностях, которые предстоит еще преодолеть, говорили участники круглого стола CNews "Роль ИКТ в образовании".

Одним из наиболее значимых стал проект по подключению российских школ к интернету. О ходе его реализации рассказала Людмила Старикова, руководитель группы стратегического маркетинга компании "Синтерра" - исполнителя госконтракта по этому проекту. Она сообщила, что сейчас проект фактически завершен, и все заявленные в нем школы подключены к интернету. После того как будут получены акты по приему выполненных работ (из некоторых регионов они пересылаются почтой), можно будет говорить об официальном завершении подключения школ к всемирной сети. Людмила Старикова заявила, что выполнение проекта стало возможным благодаря консолидации усилий множества игроков рынка. "Эффект синергии сработал не только в рамках нашей компании, но и в рамках взаимодействия структур, министерств, в рамках работы с поставщиками, в рамках взаимодействия операторов связи".

ИКТ в образовании – комплексный подход

Одним из регионов, где комплексный подход к вопросам информатизации позволил решить множество задач, в том числе и в сфере образования, является Москва. О московском опыте информатизации сферы образования и перспективах дальнейшего развития рассказал на круглом столе заместитель директора Информационно-аналитического центра (ИАЦ) Департамента образования Москвы Александр Яшуков. По его словам, в столице сформировано понятие информационной среды образования, которая строится, прежде всего, на базе телекоммуникационной инфраструктуры. Сейчас к телекоммуникационной инфраструктуре подключено около 3 тыс объектов образования, включая школы, учреждения управления образованием, некоторые детские сады, все колледжи. Доступ к сети имеет часть детей-инвалидов, обучающихся на дому. На базе телекоммуникационной инфраструктуры в столице построена и развивается интегрированная автоматизированная информационная система управления образованием (ИАИС УО). В ее состав, по словам Александра Яшукова, входит около 20 систем и подсистем, в рамках которых инсталлировано более 4 тыс рабочих мест на уровне школ, 500 рабочих мест на уровне округов и 200 – на уровне департамента образования правительства Москвы.

В столице реализуется немало инновационных проектов. Например, в городе создана централизованная система дистанционного образования. Ее внедрение началось два года назад в учреждениях среднего профессионального образования, и в этом году доступ к ней получили уже все колледжи. На момент создания системы дистанционного образования, ее основной задачей была поддержка образовательного процесса для лиц с ограниченными возможностями, в первую очередь детей-инвалидов. На сегодняшний день ресурсами системы пользуются не только дети-инвалиды, но и студенты, которые по тем или иным причинам не смогли успешно сдать экзамены. Кроме того, она активно используется преподавателями и при проведении обычных занятий.

В настоящее время обсуждается возможность внедрения системы информирования и интерактивного взаимодействия в московских школах. По словам Александра Яшукова, это позволит родителям учеников получить доступ к оценкам своих детей, расписанию, сведениям о мероприятиях, проводимых в учебном заведении. Кроме того, в систему будет вноситься статистика посещений занятий. Вся информация будет доступна через школьный сайт, систему SMS-сообщений или по электронной почте.

В рамках проекта "социальная карта москвича" в столичной системе образования реализуется проект "карта учащегося". Изначально карта обеспечивала возможность проезда школьников в городском транспорте. Сейчас ее функционал расширяется за счет внедрения подсистем безналичных расчетов и обеспечения безопасности. Кроме того, карта может использоваться и для доступа к различным сервисам учебного заведения, в частности к библиотечным фондам. На настоящий момент карта учащегося выдана более чем 1,2 млн студентов и школьников, а к концу года ее смогут получить все желающие.

По словам Александра Яшукова, "сейчас наш опыт достаточно активно используется в регионах – мы с ними взаимодействуем и внедряем все те системы и технологии, которые есть у нас".

Корпорации, вузы и "тонкий клиент" для школ

Немало интересных проектов в области информатизации сферы образования реализуется в регионах. О проекте готового компьютерного класса на основе терминального решения рассказал Алексей Мамонов, представляющий управление образования Иркутской области. Решение включает в себя сервер, управляющий терминалами - "тонкими клиентами" на рабочих местах. В результате, по словам разработчика, "получилось законченное решение, готовое к использованию, которое требует минимальной технической поддержки". Именно минимизация расходов на техническую поддержку за счет того, что "тонкие клиенты" реже выходят из строя, по мнению Алексея Мамонова, позволяет получить значительную экономию средств по сравнению с традиционными решениями по созданию школьных компьютерных классов.

Что немаловажно, в системе предусмотрена возможность работы в двух операционных системах: на данный момент это Microsoft Windows и Linux. Выбор загружаемой системы в начале урока учитель производит простым нажатием кнопки. В свете того, что сейчас в России, наряду с лицензированием пакета школьного программного обеспечения, началась разработка аналогичного пакета на основе свободного программного обеспечения (СПО), иркутская разработка может стать тем инструментом, который будет способствовать внедрению СПО в школах.

Если инициатором процессов информатизации системы общего среднего образования выступают, в основном, государственные структуры, то в сфере высшего профессионального образования значительную помощь оказывают и коммерческие организации, в том числе компании, являющиеся лидерами ИКТ-отрасли. О практическом опыте применения академической программы "IBM Academic Initiative Program" в вузе рассказала Елена Галямова, доцент кафедры "Компьютерные системы и сети" МГТУ имени Баумана. В рамках этой программы компания IBM предоставляет учебному заведению свои технологии, программное обеспечение, учебные материалы. Кроме того, ВУЗ получил грант на развитие современных технологий и приобретение суперкомпьютера, помощь в освоении которого также оказывает компания IBM.

Крупные проекты последних лет в области информатизации дали мощный импульс российской системе образования. "Реализация этих проектов сейчас выводит на качественно новый уровень наши взаимоотношения с учреждениями образования, особенно в удаленных регионах", – отметил на круглом столе Вадим Лазутин. По его словам "все это востребовано, все это нужно и все это активно используется". На 2008-2009 годы запланирована техническая и методологическая поддержка проектов, а также мероприятия по их дальнейшему развитию.

Леонид Кузьмин / CNews


Презентации участников круглого стола

Презентация Алексей Мамонов, Сибирский центр информационных технологий. "Готовый компьютерный класс для школы"
Презентация Сергей Шалманов, CNews. "ИКТ в образовании: успехи и перспективы"
Презентация Виталий Слизень, "Синтерра". "Интернет-доступ для всех школ России: ход проекта и результаты"
Презентация Александр Яшуков, Департамент образования города Москвы. "Информатизация образовательного процесса"