Разделы

Бизнес

Дмитрий Алтухов: ИТ-аутсорсинг скоро станет нормой

Отечественный рынок ИТ-аутсорсинга пока нельзя считать сформировавшимся. Однако расти этот сегмент будет быстрее, чем ИТ-рынок в целом, уверен Дмитрий Алтухов, руководитель дирекции ИТ-услуг "УСП Компьюлинк". Российским компаниям пора свыкнуться с мыслью, что каждый должен делать только то, что умеет лучше всего, в том числе и когда речь идет об информационных технологиях.

Аутсорсинг дороже, но не на порядок и даже не в 3-4 раза, а сокращение "головной боли от ИТ" для владельца или руководителя бизнеса в деньгах оценить трудно, так как речь идет не только об экономии очень дорогого времени, но и о возможности сосредоточиться на профильном бизнесе.

Поэтому, если учитывать возможную дополнительную прибыль заказчика, полученную в результате высвобождения времени высшего руководства - то аутсорсинг, конечно, дешевле. А обширного развития в России это направление бизнеса не получило именно из-за того, что очень небольшое число компаний считают именно так.


Компания "Северсталь-авто", занимающаяся производством иностранных и российских автомобилей, не имела собственной корпоративной ИТ-инфраструктуры

CNews: По каким критериям заказчик может оценить качество услуг аутсорсера? Довольно часто заказчики жалуются на то, что работы выполняются аутсорсером не в срок – как избежать такой ситуации?

Дмитрий Алтухов: Способ оценить качество один: SLA – соглашение об уровне оказания услуг. В нем должны содержаться описанные и формализованные критерии оценки, как качественные, так количественные.

Панацеи от выполнения работы не в срок не существует, самолеты задерживаются, поезда опаздывают, свой персонал тоже далеко не всегда все делает вовремя. В случае с аутсорсером можно на уровне договора связать сроки и уровень оплаты. При этом, конечно, система должна давать возможность как наказывать аутсорсера, так и поощрять. Подобный подход широко распространен в управлении проектами, когда менеджер проекта получает дополнительный бонус за завершение проекта в пределах заранее определенного допустимого интервала по срокам и стоимости.

CNews: По каким критериям стоит выбирать аутсорсера? На что вы посоветуете обратить внимание заказчику?

Дмитрий Алтухов: Критерии должны быть такими же, как и при выборе любого подрядчика – способность сервисной организации выполнить свои обещания. Нужно смотреть на менеджмент, на команду, с которой предстоит работать, нужно запрашивать стандартные документы и регламенты, чтобы определить, насколько формализован процесс оказания услуг, в какой форме будут предоставляться периодические отчеты, насколько стабильна компания-поставщик и подразделение, оказывающее ИТ-услуги. Браки заключаются на небесах, и при выборе партнера в ИТ-проекте – принцип такой же.

CNews: Довольно часто организации отказываются передавать ряд своих процессов на аутсорсинг, опасаясь утечки информации. Насколько обоснованы такие опасения? Как решается эта проблема?

Дмитрий Алтухов: Вопросы конфиденциальности должны решаться двумя способами – на уровне договорных отношений и в части обеспечения информационной безопасности. Как у заказчика, так и у аутсорсера.

Любой ИТ-проект связан с передачей информации исполнителю, особенно в случае внедрения информационных систем, где заказчик раскрывает значительные объемы финансовой информации, принципы учета и т.п. Аутсорсинг отличается только тем, что исполнитель в той или иной степени контролирует сеть заказчика, поэтому вероятность утечки не разовая, а постоянно присутствующая. Но доступ аутсорсера к информации не настолько глобален, как в случае внедрения ERP-системы. Сотрудник аутсорсера имеет такие же возможности, как и системный администратор или продвинутый пользователь заказчика. Поэтому я бы сказал, что риск инсайдерской утечки выше, чем риск утечки через аутсорсера, так как для аутсорсера безопасность информации клиента – вопрос профессиональной репутации. При выборе сервисной компании, конечно, стоит обратить внимание на вопросы организации в ней мер по защите информации.

Если компания-заказчик считает для себя соглашения о конфиденциальности значимыми, то принципиальной разницы между любым ИТ-проектом и аутсорсингом нет. Есть договор, согласно которому стороны гарантируют сохранность конфиденциальной информации.

CNews: Расскажите об истории вашей компании. Как появилось направление ИТ-аутсорсинга?

Дмитрий Алтухов: Компания "Компьюлинк Сервис" в составе группы компаний "Компьюлинк" была создана в апреле 2006 года. Она отвечает за новое направление нашего бизнеса – ИТ-аутсорсинг и комплексное обслуживание ИТ-инфраструктуры. Ее создание произошло в рамках стратегии расширения бизнеса на рынках с привлекательным потенциалом роста.

Сегодня мы предлагаем комплексный подход, построенный на современных стандартах управления ИТ-услугами, нашем большом опыте и технических компетенциях. Нашими заказчиками стали компании финансового сектора, госсектора, отрасли связи, Сбербанк России, Федеральная таможенная служба РФ и другие.

CNews: Какие интересные проекты в сфере ИТ-аутсорсинга у вас сейчас ведутся?

Дмитрий Алтухов: Из последних отмечу наш договор об аутсорсинге базовых ИТ-услуг, заключенный с компанией "Северсталь-авто". Работы планируются сроком на 3 года, в их рамках предполагается передача на аутсорсинг всех задач по управлению корпоративной мультисервисной сетью, администрированию инфраструктуры Microsoft (Active Directory, Microsoft Exchange Server 2003) и предоставлению услуг Service Desk.

CNews: Каковы результаты вашей деятельности за прошлый год? Каковы темпы роста?

Дмитрий Алтухов: Рост оборота по группе компаний "Компьюлинк" по итогам 2006 года составил более 30%. В 2006-2007 годах рынок информационных технологий будет продолжать расти значительными темпами, он все больше будет связан с телекоммуникационным сектором, который тоже активно развивается (40 % в год). Мы полагаем, что быстрее, чем рынок в целом, будет расти направление аутсорсинга, особенно аутсорсинга бизнес-процессов, аутсорсинга ИТ-инфраструктуры.