Разделы

ПО Бизнес Инвестиции и M&A Телеком Мобильная связь Интернет Веб-сервисы Техника

«Яндекс» атаковал Android вслед за Windows Phone

Купив SPB Software, «Яндекс» снабдит его интерфейсную оболочку для Android-смартфонов своими сервисами и, таким образом, попытается проникнуть в устройства, в которые его не пускает Google.

Сегодня поисковик «Яндекс» сообщил о приобретении питерского разработчика программного обеспечения для мобильных устройств и операторов - SPB Software. Более всего SPB Software известна своим трехмерным интерфейсом для смартфонов и планшетных компьютеров, поставляемом под брендом SPB Mobile Shell.

От источника, близкого к переговорам между «Яндексом» и SPB Software, CNews стало известно, что приобретение 100% компании обошлось поисковику в $38 млн (1,2 млрд руб. по курсу ЦБ РФ на 28 ноября 2011 г.).

Источник в SPB Software уточнил, что сделка к настоящему моменту закрыта, а продавцами акций выступили менеджеры компании.

Несмотря на то, что питерский разработчик стал 100%-ной «дочкой» интернет-холдинга, новый статус SPB Software не приведет ни к ее слиянию с группой собственных мобильных разработчиков поисковика, ни к переезду их из Петербурга - в этом CNews заверил представитель «Яндекса» Очир Манджиков. Помимо питерского офиса группы разработчиков и дизайнеров SPB Software находятся в Таиланде и на Тайване.

    Windows и Bada сдались

В последние недели можно видеть, что отечественный поисковик буквально оккупирует мобильный рынок. Так, «Яндекс» сумел стать штатной поисковой машиной сразу на двух мобильных платформах. В конце октября 2011 г. стало известно о его присутствии в телефонах на самсунговской Bada (продаваемых в России), а к концу ноября было объявлено, что «Яндекс» станет поиском по умолчанию на отечественном рынке в смартфонах на Windows Phone.

Высокую заинтересованность в мобильном рынке не скрывают и в самом «Яндексе»: «В стратегии развития «Яндекса» мобильное направление – одно из приоритетных. Благодаря приобретению SPB Software у нас появляется возможность предлагать мобильному рынку новые качественные продукты. SPB Shell 3D – именно тот продукт, который нам нужен, чтобы существенно увеличить мобильное присутствие», - заявил по случаю приобретения SPB Software Аркадий Волож, генеральный директор «Яндекса».

Атака на Android

Хотя SPB Software предлагает продукты для всех более-менее заметных мобильных платформ (включая Maemo), все же главным продуктом из более чем 50 программ для нее является оболочка SPB Shell, а основной платформой продаж - Android, сообщила CNews вице-президент компании Ольга Штайдль. Она рассказывает, что оболочка продается двумя основными путями: ее приобретают производители телефонов для кастомизации устройств, но могут купить и конечные пользователи.

Оболочка SPB Shell 3D для Android - именно то, что нужно Аркадию Воложу

Компания не раскрывает данных о своих продажах, однако летом 2011 г. она сообщала, что через три недели после публикации SPB Shell 3D в Android Market было продано 50 тыс. копий программы на сумму $750 тыс.

Кроме того, разработчик рассказывает о продаже по всему миру более 10 млн лицензий программ и поддержке более 65 устройств. Среди партнеров-вендоров компания называет Acer, Airo Wireless, AnyDATA, ASUS, BenQ, CipherLab, Fly, Fujitsu, Gigabyte, Highscreen, HP, HTC, Huawei, K-Touch, Mio, Nokia, ORSiO, Palm, Pharos. Rover, Samsung, Sony Ericsson, Toshiba и ZTE. В качестве партнеров-операторов SPB Software значится отечественная «большая тройка», «Скай Линк», China Telecom, KDDI, NTT DoCoMo, O2, SingTel, StarHub и Swisscom.


SPB Shell 3D летом продавался со скоростью 50 тыс. штук в 3 недели

Участники сделки пока не уточняют детали задач, которые будет решать в SPB Software для «Яндекса». Единственное, о чем говорят в поисковике - это включение сервисов «Яндекса» в фирменную оболочку SPB Software.

Зная о важности андроидного направления для SPB Software, и учитывая  признание «Яндекса» о том, что основным конкурентом для него является Google, можно предположить, что андроидные разработки SPB Software станут способом для отечественного поисковика закрепиться на не вполне дружественной мобильной платформе.

Ранее, напомним, Аркадий Волож открыто обвинил Google в разрушении рынка мобильных операционных систем за то, что тот в новой версии Android отключил возможность установки виджетов, которые могли бы заменить встроенный поиск Google на другой поисковик.

Дешевое приобретение

Дмитрий Шулинин, UserGate: Выиграли те, кто полагался на SIEM собственной разработки
Безопасность

Эксперт по венчурным инвестициям, преподаватель МФТИ Юрий Аммосов вспоминает, что с момента основания SPB Software несколько лет подряд приоритетной платформой для нее были разные версии Windows Mobile.

Приложения для Windows Mobile предполагали безусловно платную модель распространения, и в те времена компания развивалась весьма успешно. Попутно ее разработчики осваивали платформу Symbian.

Когда на рынке появились мобильные ОС iOS и Android, допускающие широкое распространение бесплатных приложений и использование рекламной бизнес-модели, в SPB Software их некоторое время игнорировали, но, как вскоре выяснилось, напрасно, говорит Аммосов.

В целом, считает Аммосов, приобретение за $38 млн компании, где работают 75 разработчиков (то есть $500 тыс. за разработчика) - вполне выгодное, если не сказать дешевое приобретение для «Яндекса».

Покупал, покупает и будет покупать

В тренде мультиоблако — изучаем плюсы и минусы
Облака

Приобретение SPB Software, вероятно, крупнейшая инвестиция «Яндекса» за его историю.

Перед выходом на IPO «Яндекс» в материалах для инвесторов рассказал о приобретениях, совершенных им за последние годы. Так, 100% акций картографической компании «ГИС технологии» обошлись ему в 143 млн руб, 100% акций «Смилинка», разработавшего сервис «Яндекс.Пробки» - в 120 млн руб. и 112 тыс. акций класса «B».

Кроме того, 18,4% акций израильского разработчика технологий распознавания Face.com обошлись «Яндексу» в $3 млн, 99,99% акций «Авапс» (перед сделкой в нее были переданы технологии интернет-рекламы компании «Медиаселлинг», команда которой перешла в «Яндекс») - в 88 млн руб.

За последний год поисковик приобрел еще несколько стартапов - The Tweeted Times, формирующий «онлайн-газету» популярных записей для пользователей Twitter, сервис аутентификации Loginza и компанию WebVisor, технология которой анализирует действия посетителей сайтов. Суммы этих сделок не раскрывались.

В сентябре 2011 г. «Яндекс» сообщил об инвестициях $15 млн в американский поисковик blekko.

В ходе IPO «Яндекс» привлек $385 млн, продав 15,4 млн собственных акций, следовательно, средств на дальнейшие поглощения у поисковика достаточно.

Switch To English:

Владислав Мещеряков