Разделы

Цифровизация ИТ в госсекторе

В России создается система тотального контроля над маршрутным транспортом

Минкомсвязи опубликовало требования к созданию в России автоматизированной информационной системы управления транспортом. В системе предусмотрены функции, обращенные к пассажирам: от показа продвижения транспорта по маршрутам до отправки жалоб в контролирующие органы.

Минкомсвязи написало и опубликовало на своем сайте требования к созданию в России межрегиональной информационной системы по управлению наземным городским пассажирским транспортом (PDF на файл-сервере CNews).

Справочные материалы к документу сообщают, что необходимость разработки АИС «Управления транспортом» обусловлена недостаточным информированием населения о транспортных маршрутах, высоким уровнем ДТП и недостаточным контролем над услугами по пассажирским перевозкам.

Разработчики техтребований к системе пишут в документации, что наземный общественный транспорт в России перевозит около 45 млрд человек в год, что соответствует 90% от общего объема перевозок всего общественного транспорта с стране.

Судя по описанию, АИС предназначена для полного контроля работы общественного транспорта в стране. Кроме функций собственно наблюдения за перевозчиками, ведения реестра их маршрутов и взаимодействия с информационными системами разных уровней АИС «Управления транспортом» должна иметь широкую функциональность, связанную с информированием пассажиров. Она подобна той, которая уже реализована в транспортных приложениях сторонних разработчиков (например, в «Яндекс.Транспорте»).

В частности, АИС «Управление транспортом» должна уметь сообщать пассажирам через интернет вообще и с помощью мобильных устройств в частности схемы маршрутов, расписания движения общественного транспорта, его изменения и положение транспортных средств на маршрутах в реальном времени, данные о тарифах на проезд, правила пользования транспортом и контакты контролирующих организаций.

С помощью АИС пассажиры должны получить возможность искать маршрут общественного транспорта по номеру, искать остановки транспорта по их названиям, просматривать схемы маршрутов, искать пункты продажи билетов и отсылать контрольным органам замечания.

Эта функциональность близка к возможностям мобильного приложения «Яндекс.Транспорт», которое умеет отображать на картах 15 областных центров России, Подмосковья и Астаны города движение маршрутного транспорта, но не умеет рассказывать о тарифах и не позволяет отсылать пассажирские жалобы в вышестоящие инстанции.

Судя по комментарию «Яндекса», Минкомсвязи не приглашало поисковик к интеграции с АИС «Управления транспорта». Его представители заявили CNews, что, «если будет создана единая система, которая позволит объединить данные по всем регионам и открыть их для разных компаний, мы будем рады к ней подключиться».

Департамент транспорта Москвы в течение двух суток не смог ответить CNews на вопрос, в какой мере сейчас в столице реализована функциональность АИС «Управления транспорта».

В середине апреля 2015 г. со слов заммэра Москвы Максима Ликсутова стало известно о планах Дептранса создать мобильное приложение для составления маршрутов на всех видах общественного транспорта.

АИС «Управления транспорта» будет обладать трехуровневой архитектурой, реализованной на муниципальном, региональном и федеральном уровне. Кроме того, в документации описана работа системы на уровне предприятий-перевозчиков, которые должны будут отдавать в АИС информацию о маршрутах, расписаниях, а также нарядах на работы и обслуживающем персонале.

Облегченная миграция с Oracle: как осуществить переход на новую СУБД быстрей и проще
Импортозамещение

В документе Минкомсвязи описаны требования АИС «Управления транспорта» для доступа к «внешним информационным системам». Транспортные ИС и приложения, создаваемые внешними коммерческими разработчиками, в их числе не упомянуты.

Среди внешних ИС, которым АИС «Управления транспорта» должна предоставлять доступ, есть Единая система автоматизации централизованного предоставления государственных услуг и контроля исполнения функций, Автоматизированная информационная система моделирования транспортной работы, АЦКН Ространснадзора, службы экстренного реагирования региона, Автоматизированная система управления дорожным движением, информационные системы предприятий перевозчиков, билетные решения предприятий перевозчиков, информационные системы диспетчеризации наземного пассажирского транспорта, автоматизированные информационные системы обеспечения безопасности, Портал государственных услуг и «другие информационные системы актуального контура субъекта РФ».

Взаимодействие с ними, согласно техническим требованиям, должно происходить с помощью открытых протоколов обмена данными и с возможностью передачи сведений в режиме реального времени.

Интересно, что в разделе, описывающем требования к информационному и программному обеспечению АИС «Управление транспортом», не упомянуты требования к открытости или проприетарности применяемого ПО и стране его происхождения. Однако в разделе требований к защите данных АИС авторы документа особо подчеркнули, что резервное копирование должно осуществляться с помощью средств СПО.

Как среднему бизнесу обеспечить защиту от киберугроз?
Безопасность

Перспективы построения АИС «Управления транспортом» привлекают особое внимание тем, что дают региональным ИТ-ведомствам возможность претендовать на федеральную финансовую поддержку.

Автоматизация управления городским транспортом - одно из четырех приоритетных направлений для создаваемых в регионах ИТ-систем. По разработанному Минкомсвязи постановлению Правительства, при работе над транспортными ИТ-проектами субъекты РФ могут претендовать на субсидии из федерального бюджета.

В рамках этой программы федеральные субсидии могут покрывать до 70-95% расходов ИТ-проектов, однако, каждый субъект федерации может получить не более i30 млн, а один проект не более i10 млн.

В марте 2015 г. 16 субъектов из 30 уже получили субсидии для реализации проектов в сфере транспортной информатизации.

Владислав Мещеряков