Разделы

Бизнес Законодательство Инвестиции и M&A Телеком Инфраструктура

В «Билайне» обнаружился след семьи Назарбаевых

Фонд страхования вкладов Турции сумел отсудить у Казахстана $125 млн в качестве компенсации за конфискацию сотового оператора «Кар-Тел», перепроданного впоследствии Vimpelcom. В ходе разбирательств турецкому фонду удалось доказать, что их долю акций забрала семья президента Казахстана Нурсултана Назарбаева.

В распоряжении CNews оказалось решение Международного центра по разрешению инвестиционных споров при Всемирном банке, который присудил Казахстану выплатить $125 млн компенсации находящимся сейчас под управлением Фонда страхования вкладов Турции компаниям Rumeli и Tesim. В 1998 г. Rumeli, изначально принадлежавший семье Узанов, заключила с правительством Казахстана инвестиционное соглашение о создании GSM-оператора «Кар-Тел». Турки утверждают, что их партнерами в проекте была семья правящего Казахстаном с 1989 г. Нурсултана Назарбаева, которая лишила их доли в «Кар-Тел» перед продажей компании Vimpelcom (оператор сети «Билайн»).

В начале Rumeli владело 70% акций «Кар-Тел», остальное принадлежало казахской компании «Инвестел». Затем пакет казахской стороны перешел к компании «Телеком Инвест», доля которой выросла до 40%, а принадлежавшие туркам 60% были распределены между Rumeli и другой контролируемой Узанами структурой — турецким сотовым оператором Telsim. «Инвестел» и «Телеком Инвест» имели общего основного акционера — «Алмекс», владевшей в этих структурах 51% и 87,5% акций соответственно.

В ходе арбитражных рабирательств истцы заявили, что «Алмекс» была создана братом Назарбаева Булатом. А по состоянию на 2000 г акционерами «Алмекс» были средняя дочь Назарбаева Динара Кулибаева (20%), ее муж Тимур (50%) и его деловой партнер Мирбулат Абуов (30%). Кроме того, истец утверждает, что 49% акций в «Инвестеле» через компанию «Гирамат» владел тогдашний министр транспорта и связи Казахстана Серик Буркитбаев.

В 2002 г. из-за девальвации турецкой лиры семья Узанов обанкротилась, и ее активы были конфискованы турецкими властями. Проблемы у структур Узанов начались и в Казахстане: Комитет по инвестициям расторг инвестиционный договор с Rumeli, одновременно с чем «Телеком Инвест» самостоятельно провел собрание акционеров компании и единолично отстранил турецкого гендиректора оператора Бора Агилону (Bora Agilönü). Собрание же акционеров, которое Агилону попытался провести в алмаатинской гостинице «Анкара», было прекращено судебными приставами.


Родня Назарбаева отобрала «Кар-Тел» у турок, чтобы перепродать его «Билайну»

Назначенный казахской стороной гендиректор «Кар-Тел» Искандер Еримбетов сменил частную охрану компании на государственное охранное агентство «Кузет», лишив тем самым турецкое руководство доступа в офис. Кроме того, по иску «Телеком Инвеста» Алмаатинский городской суд арестовал активы «Кар-Тел» и заблокировал доступ турецких акционеров к его документам. Позднее к конфликту подключилась генпрокуратура: против Агилону и других турецких топ-менеджеров оператора были возбуждены уголовные дела по обвинению в мошенничестве, в следствие чего они были вынуждены покинуть Казахстан.

Летом 2003 г. алмаатинский суд поставил точку в споре, поставив изъять акции турецких инвесторов с выплатой символической компенсации в $3 тыс. Все попытки турков обжаловать это и другие судебные решения в вышестоящих инстанциях закончились неудачно. Доля Rumeli и Telsim отошли к тогдашнему владельцу казахского «Альянс-банка» Мургалану Сейсембаеву, он же приобрел и «Телеком Инвест». Год спустя 100% акций «Кар-Тела» были проданы Vimpelcom за $350 млн. Правда, турецкая сторона не исключает, что Сейсембаев был прикрытием для семьи Назарбаева, которая могла получить деньги от сделки с Vimpelcom.

В тренде мультиоблако — изучаем плюсы и минусы
Облака

В любом случае истцы уверены, что за лишением их доли в «Кар-Тел» стояла семья Назарбаева. В частности, турки считают, что именно зять Назарбаева Тимур Кулибаев смог договориться с главой Комитета по инвестициям при министерстве индустрии и торговли Вадимом Зверковым о прекращении действия соглашения с Rumeli, а операцией по выдворению турецких акционеров непосредственно руководил другой партнер Кулибаева - управляющий директор Visor Holding Айдан Карибджанов. Кроме того, уладить конфликт за $20 млн Узанам якобы предлагали президент CDMA-оператора «Алтел» Жанарбек Умиржанов (в тот момент на 50% принадлежал государственному «Казахтелекому») и зампредседателя совета директоров группы «Арлан» Кайрат Оразбеков (представителем этой группы в решении арбитража названа младшая дочь Назарбаева Алия).

Еще один аргумент в пользу этой версии в ходе слушаний в арбитраже привел Бора Агилону. По его словам, судья алматинского городского суда Бахытбек Бегалиев предлагал туркам заплатить 400 тыс. евро за вынесение приговора в их пользу. Однако затем судья заявил, что ничем не сможет помочь, поскольку «сверху» поступило распоряжение вынести решение против турецкой стороны (Бегалиев опроверг в арбитраже эту историю).

Ответчик, интересы которого представлял глава департамента международного права Минюста Казахстана Тимур Иссабеков, не стал по существу опровергать информации о наличии в прошлом у родственников Назарбаева интереса к «Кар-Теле». В то же время Иссабеков назвал «конспирологической теорией» утверждения истца о том, что за действиями различных ветвей власти Казахстана против турецких инвесторов стояла семья президента. Истинной причиной потери Telsim и Rumei акций «Кар-Тела» стало мошенничество с их стороны: в операторов было инвестировано лишь 11% от первоначально обещанных $130 млн, зона покрытия составила только 60% от запланированной, поставлявшееся оператору оборудование было бывшим в употреблении и т. д. В любом случае доля турецких инвесторов отошла не к родственникам президента, а к Сейсембаеву, заключил ответчик.

Арбитраж же в итоге принял позицию истца: он учел связи семьи Назарбаевых с «Кар-Тел», а также астрономическую разницу между суммой компенсации, которую турецким инвесторам за их акции постановил выплатить казахский суд, и суммой последующей сделки по продаже «Кар-тел» Vimpelcom. Исходя из того, что Vimpelcom приобрел «Кар-Тел» за $350 млн, но Rumeli и Telsim потерял контроль над оператором за два года до этого, арбитраж обязал Казахстан заплатить турецким компаниям $125 млн. Решение было вынесено в Париже летом 2008 г., год назад оно было подтверждено апелляционной инстанцией.

Игорь Королев