Разделы

Цифровизация Внедрения ИТ в госсекторе

У «Почты России» появились первые законченные проекты на СПО

«Почта России» приступила к активному внедрению СПО-решений, хотя пока и не склонна считать данный процесс миграцией.

«Почта России» поделилась с CNews подробностями хода внедрения в организации свободного программного обеспечения (СПО).

Как уже писал CNews, в «Почте» сейчас происходит обновление информационных систем, в связи с чем осуществляется последовательная замена функциональных модулей. «В соответствии с применяемым подходом новые информационные системы строятся исключительно на базе СПО, кроме тех случаев, когда это принципиально невозможно», — заверили в компании.

В этом процессе «Почта» руководствуется рядом принципов: СПО «под ключ» не существует, качество и зрелость различного СПО — величины неоднородные, открытое — не значит бесплатное.

В контексте этих постулатов за последний год ИT-департаментом и департаментом новых продуктов «Почты» был выработан цикл использования и внедрения СПО.

Сначала архитектура каждого решения посредством специального анализа декомпозируется до набора конкретных микросервисов. Затем принимается решение о том, стоит ли его дорабатывать, создавать самостоятельно заново или купить новый. «Нужно отметить, что при правильном осуществлении архитектурного анализа в большинстве случаев удается найти уже существующую на рынке открытого ПО технологию, способную целиком или частично закрыть потребность в требуемом в рамках конкретного сервиса функционале», — заверяют в «Почте».

Дальше следует разработка прототипов выбранных технологий и принятие окончательного решения по каждому элементу целевой архитектуры (самостоятельно или совместно с партнерами компании), их создание и вывод сначала в опытную, а затем открытую эксплуатацию.


«Почта России» в процессе активного внедрения СПО-решений

В настоящий момент различные проекты «Почты» находятся на разных стадиях указанного жизненного цикла их трансформации.

Так, например, уже эксплуатируется на СПО «Мобильный клиент» (отслеживание пользователями их почтовых отправлений, поиск ближайших отделений связи и пр.). При его создании были использованы открытые продукты: Spring Platform — фреймворк для создания корпоративных приложений под Java, Tomcatсервер приложений, СУБД PostgreSQL, ElasticSearch — система для распределенного хранения информации с возможностью полнотекстового поиска.

Как уверяют в «Почте», на открытых стандартах уже успешно функционирует и решение, позволяющее осуществлять бизнес-анализ и обеспечивающее централизованный прием логов («журналирование») всех сервисов компании. В нем задействованы Java — основа для серверной разработки, ElasticSearch, Kebana — система визуализации данных (располагаемых в ElasticSearch), Fluentd — прием сообщений (data collector), фильтрация, трансформация и дальнейшая их пересылка (в ElasticSearch).

CNews Analytics: Рейтинг операторов фискальных данных 2024
ритейл

Также в отношении ряда проектов «Почты» пока только завершен этап исследования, а фаза разработки лишь стартовала.

Среди них отмечается DataCloud — единый сервис для хранения и анализа всех данных компании. В нем задействованы открытые продукты Hadoop — система для распределенных вычислений, Cassandra — высоконагруженная нереляционная база данных, обладающая свойством горзонтального масштабирования, PostgreSQL, Spark — система для распределенных вычислений, работающая на базе hadoop, Hive — формирование запросов и управление большими наборами данных, расположенных в распределенном хранилище (Hadoop, Cassandra), Kafka — высокопроизводительная горизонтально масштабируемая очередь (информационная шина), Pentaho — система для формирования отчетности и анализа данных (BI).

Указанные процессы внедрения новых технологий в «Почте» не склонны называть миграцией на СПО. «Задачи, над которыми в настоящее время активно работает «Почта России» и ее партнеры — исследование того, как осуществлять управление свободным ПО, как обеспечить качество и направить развитие ПО в нужное для компании русло», — указывают в пресс-службе организации.

Здесь «Почта» видит для себя несколько путей. Первый из них заключается в развитии собственной экспертизы, которая включает в себя создание внутренней компетенции по исследованию и анализу существующих открытых решений, формирование списка проверенных внедрений, аккумулирование опыта эксплуатации.

Техподдержка «Базальт СПО» — гарантия надежной работы вашей ИТ-инфраструктуры
Маркет

Второй путь — привлечение в качестве партнеров компании, имеющие опыт в данной области. «Иногда это просто рекомендация, основанная на опыте соответствующего партнера, иногда совместно проведенное исследование с подключением инженеров — как «Почты», так и партнера», — поясняют в компании.

Третий путь — работа с вендорами, создателями соответствующего ПО. «Большинство производителей готовы помогать во внедрении, доработках и поддержке их решений. Конечно, при заключении соответствующего договора на поддержку», — говорят в организации.

Как можно было заключить из общения с «Почтой», происходящие в ней процессы имеют вполне практическое значение для российского СПО-сообщества. «Как уже упоминалось, многие наши новые ИТ-системы проектируются на базе СПО-решений. Поэтому большая часть конкурсов на разработку ИТ-систем фактически содержит такие запросы», — заверяют в компании.

Денис Воейков