Разделы

Бизнес Законодательство Интернет Веб-сервисы

Русские разработчики хотят отсудить у Google $3 млрд

Российские разработчики из компании «Эра Водолея» намерены оспорить в суде право Google на использование технологии размещения контекстной рекламы. В компании утверждают, что запатентовали ее годом ранее, чем применил поисковик. Потенциальный ущерб «Эры Водолея» оценивается в $3 млрд.
Российская компания-разработчик «Эра Водолея» намеревается оспорить права международной поисковой системы Google на использование технологии размещения контекстной рекламы. Генеральный директор компании «Эра Водолея» Борис Моисеев рассказал CNews, что эта технология была создана его компанией еще в 1998 году, как и ряд других, активно использующихся в наши дни технологий: размещения мобильной, баннерной рекламы и так далее. Международная публикация технологии состоялась 14 августа 1999 г., а спустя год, в октябре 2000, контекстную рекламу запустил международный поисковик Google.

Председатель совета директоров «Эра Водолея» Артур Арбатов уточнил, что намерение подать в суд на Google действительно имеется, а претензий к российским поисковикам у «Эры Водолея» нет. Дело в том, что согласно собственным данным компании, собиравшимся на протяжении 5 лет, в основу используемой Google технологии легли оригинальные наработки «Эры Водолея». Эти наработки запатентованы целой серией патентов международного уровня, в том числе Евразийским патентом, который имеет силу на территории России. Другие же поисковые системы, запустившие контекст позже, реализовали его по аналогии, но за счет своих собственных технических решений.

Артур Арбатов также сообщил CNews, что на протяжении нескольких лет «Эра Водолея» пытается наладить конструктивный диалог с Google по этому вопросу, но пока эти попытки не увенчались успехом. Не исключено, что в одностороннем режиме «“Эра Водолея” поговорит с Google до весны, а потом приступит к юридическим действиям». Арбатов не уточняет суммы возможных претензий компании к Google, но говорит, что она может быть близка к $3 млрд. Точный размер иска должны определить эксперты-оценщики.


В «Эре Водолея» говорят, что Google на протяжении 2 лет игнорирует их письма

Как рассказали Борис Моисеев и Артур Арбатов, «Эра Водолея» занимается разработками рекламных технологий в интернете, компании работают около 30 сотрудников. «Эра Водолея» владеет «дочкой», специализирующейся на ИТ-разработках. Насколько известно CNews, в ближайшие дни «Эра Водолея» может войти в «крупный отечественный медиа-холдинг».

Директор по связям с общественностью Google в России Алла Забровская сообщила, что о таких попытках ей не известно, а в целом, по ее мнению, любые дальнейшие шаги «Эры Водолея» являются неотъемлемым правом компании, и пока судебного прецедента нет, «комментировать нечего».

Между тем, на технологию «Эры Водолея» уже обратили внимание в России. На днях Национальная ассоциация инноваций и развития информационных технологий (НАИРИТ) присвоила ей первое место в конкурсе оригинальных инновационных идей (всего в нем приняло участие 357 проектов).

В тренде мультиоблако — изучаем плюсы и минусы
Облака

В сообщении НАИРИТ говорится, что первое место было присвоено «Эре Водолея» большинством голосов как раз «по причине оригинальности, как его проекта, так и потенциальных возможностей последующих юридических претензий». «Эксперты были весьма удивлены тем фактом, что известная во всем мире технология была запатентована отечественным специалистом. Юристы оценивают ущерб автора патента в $3 млрд, что составляет 15% от прибыли Google», — говорится в релизе.

Борис Моисеев уточняет, что цель компании не столько «засудить» Google, сколько добиться ухода с рынка «информационного монополиста». В «Эре Водолея» считают, что монополия на информацию в глобальной сети, которая сейчас имеет место, — серьезная угроза экономической безопасности страны.

Заложенная при проектировании ведущих поисковых систем архитектура, в силу своих особенностей, способствует созданию «информационных монополий», владельцы которых получают возможность манипулирования рынком, добиваясь попадания в топ-50 поисковой выдачи, отмечает специалист. Борис Моисеев считает, что такие монополии уже сформированы по ряду направлений бизнеса.

Взаимный спрос: как рост медтеха в России формирует приток ИТ-специалистов в отрасль
Маркет

«Архитектура существующих поисковиков должна быть разрушена на законодательном уровне», — заявил он. В качестве альтернативы в «Эре Водолея» предлагают развитие так называемой «Ассиметричной поисковой системы», где наряду с автоматическим ранжированием документов представлен ранг от «экспертов»: сайты ранжированы так, как они сами считают правильным и как они сами захотят.

Элементы «асимметричности» имеются в поисковиках «Нигмы» и «Квинтуры», но там они недостаточно выражены, добавляет Борис Моисеев. Сейчас «Эра Водолея» работает над концепцией собственной поисковой системы «Тропа», где и будут реализованы все упомянутые принципы, а также запатентованные компанией технологии.

Анастасия Симакина