Разделы

Телеком ТВ и радио Маркет

Россияне отказываются от платного аналогового ТВ

В 2009 г. количество абонентов аналогового платного телевидения сократилось на 6%. При этом, несмотря на кризисный период, в денежном выражении российский рынок платного ТВ показал положительную динамику.

На конец 2009 г. услугами платного телевидения в России пользовалось более 14,5 млн абонентов, говорится в исследовании J’son & Partners Consulting. По сравнению с 2008 г. абонентская база пользователей выросла почти на 21%. По мнению аналитиков, в течение следующих нескольких лет рост продолжится, и в 2014 г. она достигнет 22,5 млн домохозяйств. При этом прогнозируемый объем доходов от физических лиц к 2014 г. вырастет до $1,53 млрд.

Эксперты также отмечают постепенный переход к современным, цифровым системам передачи сигнала. В 2009 г. количество абонентов аналогового платного телевидения сократилось на 6%. Их доля составила 64%. Доля абонентов цифрового платного телевидения увеличилась до 36% по сравнению с 30% в 2008 г. Рост абонентской базы спутникового телевидения, а также рост абонентской базы платного телевидения в целом в 2008-2009 гг. происходил за счет активного набора абонентов услуги «Триколор-ТВ», чья абонентская база за год выросла с 4,3 млн до 6,2 млн пользователей, из них 4,2 млн –абоненты платного ТВ.

Рынок платного телевидения в докризисный период характеризовался высокими темпами роста абонентской базы – на 40-50% ежегодно. Столь существенный рост был привлекателен как для отечественных, так и для зарубежных инвесторов. За 2009 г. из-за изменения финансовой ситуации поток инвестиций заметно снизился, что существенно повлияло на развитие региональных компаний. Игроки, планировавшие географическую экспансию в регионы, были вынуждены отказываться от таких намерений или отложить их на более поздний срок.

Тем не менее, на телекоммуникационном рынке в России платное телевидение по объему доходов от физических лиц входит в пятерку главных «локомотивов» отрасли. Кризисный 2009 г. хотя и прервал неуклонный рост этого сегмента, но в отличие от сотовой связи и мобильных телефонов здесь отмечен рост доходов на 6%. Объем рынка платного ТВ в России в 2007 г. составил около $750 млн, в 2008 г. – $780 млн, а по итогам 2009 г. – около $830 млн.

Платное телевидение стало неотъемлемой частью повседневной жизни российских граждан. На 10 домохозяйств в России приходится 2,9 телевизора, подключенных к платному ТВ. Это в 14 раз меньше, чем SIM-карт, приходящихся на 10 домохозяйств, и в 2 раза меньше стационарных телефонов, но больше числа компьютеров, имеющих широкополосный доступ интернет.

В тренде мультиоблако — изучаем плюсы и минусы
Облака

Крупнейшими игроками рынка платного телевидения в России по итогам 2009 г. стали: «Триколор-ТВ», «Комстар-ОТС», региональные провайдеры «ЭР-Телеком» и «Мультирегион», НТВ+ и МРК «Связьинвеста». По оценкам J’son & Partners Consulting, каждый 32-й абонент платного ТВ и каждый 12 абонент цифрового ТВ смотрят интернет-телевидение (IPTV).

Не все участники рынка согласны с результатами исследования. Как заявили CNews в компании «Акадо», ее эксперты сомневаются в том, что число абонентов платного аналогового ТВ действительно упало. «Очень странное совпадение уменьшения абонентов однонаправленного HFC на аналогичную величину – 6%, - говорит Артур Алекперов, директор департамента стратегического маркетинга. - Возможно, возросло количество двунаправленных сетей, но вряд ли сократилось число абонентов аналогового ТВ, поскольку в HFC сетях присутствует, как аналоговое, так и цифровое ТВ».

Основные вопросы у него вызвал подсчет числа абонентов: «Что понимается под платным телевидением? Каков критерий отнесения к платному или бесплатному ТВ? Без этого совершенно непонятно, куда делись 3 млн. абонентов НКС и 1,2 млн. абонентов нашей компании. Кроме того, на диаграмме HFC-70 и DOCSIS явно на самом деле имелись в виду однонаправленный и двунаправленный HFC, в котором возможен доступ в интернет по стандарту DOCSIS».

Сергей Попсулин