Разделы

Бизнес Законодательство Телеком Инфраструктура Цифровизация ИТ в госсекторе Навигация

Путин поручил сделать из ГЛОНАСС коммерческий проект

Эксплуатацией и коммерциализацией системы «ЭРА-ГЛОНАСС» по поручению Владимира Путина займется вновь созданная госкомпания.

Президент РФ Владимир Путин подписал перечень поручений по развитию государственной автоматизированной информационной системы «ЭРА-ГЛОНАСС».

Система, предназначенная для оповещения спасателей об автомобильных авариях, создавалась в 2010-2013 гг. Из федерального бюджета на нее было израсходовано около i3,9 млрд (см. подробнее).

Полноценный запуск «ЭРА-ГЛОНАСС» должен состояться в 2015 г. С этого года все транспортные средства в странах Таможенного союза, которые впервые проходят процедуру одобрения типа, должны будут оснащаться бортовыми устройствами с поддержкой «ЭРА-ГЛОНАСС».

С 1 января 2016 г. это требование будет расширено на автомобили, используемые для коммерческой перевозки пассажиров и перевозки опасных грузов, твердых бытовых отходов и мусора, а с 1 января 2017 г. – на все новые транспортные средства, продаваемые в Таможенном союзе.

Новый игрок

Правительству Владимир Путин поручил разработать и утвердить дорожную карту по созданию открытого акционерного общества «ГЛОНАСС» со 100-процентным государственным участием, предусмотрев разработку стратегии развития этой компании, говорится в сообщении на сайте Кремля.

Компания «ГЛОНАСС» будет выполнять функции оператора «ЭРА-ГЛОНАСС» - получать, обрабатывать, хранить и передавать в оперативные службы информацию об автомобильных авариях, а также развивать инфраструктуру этой системы.

Инфраструктура системы «ЭРА-ГЛОНАСС» будет использоваться в интересах государственных и иных информационных систем, осуществляющих сбор и обработку навигационной информации, поступающей от транспортных средств, оснащенных аппаратурой спутниковой навигации, следует из поручений Путина.

Правительство должно будет разработать организационно-функциональную модель деятельности ОАО «ГЛОНАСС», финансовую модель обеспечения компании, «включая оценку финансовых затрат (как бюджетных, так и внебюджетных), необходимых для реализации проекта, а также входящие денежные потоки от реализации возможных коммерческих услуг на базе созданной инфраструктуры».

Навигационные услуги «ГЛОНАСС» будет предоставлять как государственным, так и коммерческим заказчикам. Для развития дополнительных сервисов и привлечения инвестиций госкомпания сможет создавать совместные предприятия, говорится в поручении.

Помимо разработки стратегии ОАО «ГЛОНАСС» Владимир Путин поручил Правительству подготовить и внести в Думу изменения в 395 федеральный закон «О системе «ЭРА-ГЛОНАСС».

В законе должна быть предусмотрена возможность использования системы «ЭРА-ГЛОНАСС» в коммерческих целях, определение ОАО «ГЛОНАСС» оператором системы «ЭРА-ГЛОНАСС», передача имущественного комплекса системы «ЭРА-ГЛОНАСС» в уставный капитал ОАО «ГЛОНАСС».

Кроме того, обновленный закон должен накладывать ограничения на отчуждение имущества ОАО «ГЛОНАСС» в части программно-технических средств, участвующих в передаче и обработке информации для осуществления государственных функций.

Как превратить ГЛОНАСС в коммерческий проект

Создателем системы «ЭРА-ГЛОНАСС» является некоммерческое партнерство «ГЛОНАСС», в числе учредителей которого – сотовые операторы «большой тройки», «Ростелеком», «Яндекс» и другие компании.

Создание ОАО "ГЛОНАСС" "позволит реализовать высокий коммерческий потенциал созданной высокотехнологичной инфраструктуры, привлечь инвестиции в ее развитие, снизить нагрузку на федеральный бюджет", - заявили CNews в НП.

Само партнерство после учреждения ОАО "ГЛОНАСС" планирует участвовать в создании дочерних предприятий для развития дополнительных сервисов на базе «ЭРА-ГЛОНАСС» и привлечения инвестиций.

Президент НП «ГЛОНАСС» Александр Гурко ранее рассказывал CNews о перспективах коммерциализации навигационной системы.

Нажмите, чтобы увеличить

Источник: CNews, 2013

Дополнительные сервисы на основе «ЭРА-ГЛОНАСС» могут оказываться в интересах разных категорий потребителей, говорил Гурко: «Например, государство может использовать инфраструктуру «ЭРА-ГЛОНАСС» для обеспечения работы создаваемой сейчас системы возмещения ущерба от большегрузных автомобилей. Именно они наносят максимальный ущерб дорогам, и работа системы призвана создать справедливую основу для расчета величины конкретной компенсации этого ущерба – собранные средства поступят в дорожные фонды».

Дискуссия в метавселенной: ИИ, обмен данными и иммерсивные сценарии
ИТ в банках

«Это новый большой российский проект, который сейчас только начинается, – добавлял президент НП «ГЛОНАСС». – Сроки сжатые – начало функционирования на всех федеральных трассах уже в 2015 г. Учитывая это, с целью экономии средств на инвестиции, эксплуатацию и бортовое оборудование для приема и передачи информации о движении большегрузов, целесообразно использовать инфраструктуру «ЭРА-ГЛОНАСС». Это система уже фактически создана и действует на всех дорогах страны. Кроме того, использование схемы MVNO обеспечивает максимальное покрытие, т.е. повышается надежность передачи данных».

Сегодня, по словам Гурко, все аналогичные системы в мире строятся с использованием спутниковой навигации. Причем системы, которые сейчас внедрены и внедряются в Евросоюзе, согласно рекомендациям, могут быть распространены и на все платные трассы, и на все автомобили. Таким образом, создаются технологические возможности взимания транспортного налога по справедливому принципу – «плати в зависимости от того, где, сколько и когда ты ездишь».

Готовая инфраструктура «ЭРА-ГЛОНАСС», как считает Гурко, может использоваться регионами и муниципалитетами в режиме 365/24 для контроля выполнения лицензионных соглашений пассажирскими перевозчиками, работы регионального и муниципального транспорта, транспорта ЖКХ, а также повышения эффективности работы машин скорой помощи, обеспечения безопасности работы школьных автобусов, решения других транспортных задач.

Вторая и самая массовая аудитория пользователей дополнительных сервисов – это автовладельцы. Например, желающие воспользоваться услугами страховой телематики по принципу «плати как ездишь».

Как с помощью ad-hoc инструмента снизить расходы на внедрение аналитики
Импортонезависимость

«Если человек использует автомобиль только по выходным, то справедливый страховой тариф по ОСАГО для него должен быть ниже, – рассуждал президент НП «ГЛОНАСС». – Наша система может собирать и удостоверять эту информацию для страховой компании. Или в случае согласия собственника автомобиля система может отслеживать и передавать в страховую компанию информацию о стиле вождения, времени и месте поездок. В обмен на это собственник автомобиля может рассчитывать на индивидуальный страховой тариф КАСКО – по мировой статистике, скидка может достигать 40–50%».

«Мы исходим из того, что автопроизводители не будут устанавливать на автомобиле несколько связных модемов и несколько навигационных приемников: для экстренных вызовов, для страховой телематики, для платных дорог, для транспортного налога. Это дорого, повышает стоимость автомобиля, а на рынке жесткая конкуренция», – говорил Гурко.

Проще и дешевле использовать универсальное оборудование с поддержкой тех функций, которые необходимы данному транспортному средству по техническим регламентам (eCall, «ЭРА-ГЛОНАСС»), плюс тех, что выбраны собственником (страхование, охранно-поисковые и информационные сервисы). Т.е. в оборудовании должен быть обязательный набор требований, связанный с «ЭРА-ГЛОНАСС», и должен быть набор опций, который сам автопроизводитель или покупатель может выбрать.

«Формируется новый рынок – информационных услуг, связанных с эксплуатацией автомобиля. Каждый автомобиль становится connected: поддерживает выход в интернет, управление голосом, – рассуждал Гурко. – В основе каждого такого устройства лежит в том числе блок, который обязан быть на борту с точки зрения технического регулирования в каждой стране. В случае России это блок «ЭРА-ГЛОНАСС».

Таким образом, государственная политика по созданию подобных крупных систем безопасности и стимулированию роста вокруг них экосистемы востребованных потребителями услуг позволяет ускорить и развитие технологий автомобильной телематики в целом, утверждали в НП «ГЛОНАСС».

«Это новый рынок и для сотовых операторов, – добавлял Гурко. – Ведь, по сути, каждый автомобиль становится абонентом. Это новый рынок для сервис-провайдеров – можно оказывать дополнительные сервисы помощи на дорогах, охранно-поисковые услуги. У контент-провайдеров появляется возможность размещать рекламу исходя из положения автомобиля – «за поворотом магазин, на следующем перекрестке ресторан» и т.д. Меняется облик автомобиля, а вместе с ним и облик сервисов на основе авто. Для развития этих сервисов в России мы считаем правильным использовать инфраструктуру «ЭРА-ГЛОНАСС».

Спорный вопрос

Желание НП «ГЛОНАСС» использовать систему реагирования для оказания дополнительных услуг вызывало беспокойство среди участников рынка. «Мы считаем, что инфраструктура проекта «ЭРА-ГЛОНАСС» должна использоваться исключительно в интересах оказания базовой бесплатной для населения услуги – передачи и первичной обработки экстренного сигнала при аварии в службы экстренного реагирования. Именно на эти цели в настоящее время государство выделяет денежные средства», – ранее говорил CNews Александр Куканов, директор по работе с госсектором и стратегическим проектам «ВымпелКома» (бренд «Билайн»).

Развивать дополнительные коммерческие услуги, по его мнению, должны коммерческие организации – телематические сервис-провайдеры и операторы связи.

«Вся необходимая для оказания таких услуг инфраструктура (сетевая и програмно-аппаратная) имеется в распоряжении тандема, состоящего из оператора связи и телематического сервис-провайдера. И тандемы эти формируются сегодня в условиях свободной конкуренции, – говорил Куканов. – Операторы борются между собой за сотрудничество с сервис-провайдерами, сервис-провайдеры между собой за конечных клиентов, изобретаются и внедряются новые технические решения и бизнес-модели, направленные на удешевление сервиса для конечного потребителя и повышение проникновения данных услуг в базу потенциальных пользователей. Рынок растет и довольно динамично развивается самостоятельно».

Важно, чтобы инфраструктура «ЭРА-ГЛОНАСС» не превратилась в своего рода аналог «РЖД», когда эксплуатировать железную дорогу может либо одна, либо несколько аффилированных компаний, вторил ему Игорь Хереш, директор по развитию ГК «Цезарь Сателлит».

Модель создания супер-монополиста за счет средств из федерального бюджета и денег граждан, оплачивающих дополнительные услуги в один карман и не имеющих другой альтернативы, нежизнеспособна, указывали участники рынка.

В НП "ГЛОНАСС" считают, что поручение Владимира Путина открывает доступ для операторов и сервис-провайдеров навигационно-информационных услуг к техническим возможностям системы «ЭРА-ГЛОНАСС», и что оно позволит снизить для бизнеса барьер входа на этот перспективный массовый потребительский рынок.

Александр Левашов