Разделы

Бизнес Телеком ТВ и радио Маркет

«Газпром» объединяет «НТВ-Плюс» с «Триколор-ТВ»

Первое слияние на российском рынке спутникового телевидения: холдинг «Газпром-Медиа», владеющий оператором «НТВ-Плюс», приобретает лидера рынка по количеству абонентов - компанию «Триколор-ТВ». Эксперты предполагают, что лоббистские возможности нового акционера будут использоваться «Триколор-ТВ» для участия в государственной программе цифровизации телевидения.

Холдинг «Газпром-Медиа» объявил о заключении стратегического партнерства с «Национальной спутниковой компанией» (НСК, оказывает услуги спутникового телевидения под торговой маркой «Триколор-ТВ»), подразумевающего установление контроля над этой компанией. Сумма сделки не разглашается. В пресс-релизе холдинга отмечается, что «Газпром-Медиа» уже владеет спутниковым оператором «НТВ-Плюс», и после сделки повысится эффективность функционирования и техническое развитие обеих компаний. Гендиректор НСТ Вячеслав Мордачев был недоступен для комментариев.

Холдинг «Газром-Медиа» создан в 2000 г. для консолидации медиа-активов концерна «Газпром». В настоящее время владельцем холдинга является «Газпромбанк», акции которого распределены между структурами «Газпрома», однако находятся под управлением компании «Лидер». Она, в свою очередь, принадлежит банку «Россия», председатель совета директоров которого Юрий Ковальчук вместе с братом Михаилом считаются давними знакомыми премьер-министра Владимира Путина.

В состав холдинга входят телекомпании НТВ, ТНТ, радио «Эхо Москвы», журналы «Итоги» и «Семь дней», видеохостинг RuTube и др. Принадлежащая «Газпром-Медиа» компания «НТВ-Плюс» стала в 1997 г. первым российским оператором спутникового телевидения, сейчас компания обслуживает около 1 млн абонентов. «НТВ-Плюс» известен как оператор премиального сегмента, до недавнего времени минимальный размер абонентской платы составлял 550 руб./месяц. Правда, осенью компания запустила пакет «Лайт» стоимостью 100 руб./месяц. Одной из сильных сторон «НТВ-Плюс» всегда считалось наличие собственного производства кино- и спортивных каналов.

«Триколор-ТВ» появился в 2005 г., но по абонентской базе значительно обогнал «НТВ-Плюс» - этим летом она составила 5 млн человек. Причина столь бурного роста заключается в том, что «Триколор-ТВ» предлагает бесплатный доступ к 12 российским общефедеральным телеканалам. На дополнительный пакет из 19 телеканалов можно подписаться за 600 руб./год, кроме того, недавно компания стала предоставлять услуги одностороннего доступа в интернет. Владельцем НСК, как и другого спутникового оператора – «Платформа-HD», является, по неофициальной информации, президент производителя спутникового оборудования General Satellite Андрей Ткаченко.

Бизнес «Триколор-ТВ» будет оптимизирован, а для совместного управления обоими спутниковыми операторами будет создана новая структура, заявили в «Газпром-Медиа». В то же время в холдинге подчеркнули, что бесплатная абонентская модель «Триколор-ТВ», а также его бренд будут сохранены. В то же время абоненты оператора получат доступ к премиальному контенту от «НТВ-Плюс».

Александр Осипов, МегаФон: Эффективность киберзащиты вырастет, если снизится рутинная нагрузка на специалистов
безопасность

«Триколор-ТВ» стал заложником собственной бизнес-модели – нигде в мире более не существует коммерческой компании, предлагающей бесплатный доступ к пакету телепрограмм, - резюмирует гендиректор оператора спутниковой связи «Сеть-Телеком» Сергей Пехтерев. - Конечно, «Триколор» демонстрировал успешный рост абонентской базы, однако большая часть абонентов оператора выбрали его именно из-за отсутствия абонентской платы. Костяк абонентской базы – жители сельской местности, которые используют «Триколор» за неимением доступа к эфирному телевидению и которым не нужны дополнительные платные каналы».

Таким образом, по мнению эксперта, компании был необходим новый инвестор. Как предполагает Пехтерев, теперь «Газпром», которому принадлежит также владелец спутников - компания «Газпром космические системы» - сможет выстроить вертикально-интегрированный холдинг, контролирующей всю цепочку спутникового телевидения: спутники, производство и доставку контента.

«Газпром-Медиа» является структурой, близкой к государству, напоминает представитель оператора «Акадо - Столица» Дмитрий Захаров, а когда подобного рода компании осуществляют приобретения, в них не всегда есть коммерческий смысл. В данном случае, предполагает Захаров, речь может идти о будущем участии «Триколора» в государственной программе перевода телесигнала в цифровой формат, бюджет которой должен составить 127 млрд руб. С этим соглашается один из участников рынка спутниковой связи: «Лоббистские возможности «Газпром-Медиа» должны открыть владельцу «Триколора» Андрею Ткаченко доступ к программе цифровизации: компания может доставлять телесигнал в глубинку, а приемники производства General Satellite будут распространяться среди населения для доступа к телесигналу».

Игорь Королев