Разделы

Безопасность Бизнес Интернет

Вымогатели блокируют Youtube-каналы, жалуясь администрации на «пиратство» своих жертв

Злоумышленник шантажировал производителей контента на Youtube угрозами блокировать канал с помощью жалоб на нарушение копирайта. Хотя не исключено, что речь шла о попытке сведения личных счетов, нежели о «настоящем» вымогательстве, но, похоже, что обработка жалоб на нарушения копирайта в Youtube нуждается в основательном исправлении.

Три жалобы, и тебе крышка

Неизвестный злоумышленник шантажировал производителей контента на Youtube угрозами подать жалобы на нарушение копирайта. Трех таких жалоб бывает достаточно, чтобы канал был полностью заблокирован.

Как минимум двое контент-мейкеров на Youtube столкнулись с неожиданным получением сразу двух жалоб на свои видео и писем от шантажиста, который требовал денег, угрожая в противном случае подать третью жалобу и добиться ликвидации канала.

Злоумышленник под ником VengefulFlame в конце января 2018 г. атаковал владельца канала, известного под никнеймом Logan и ObbyRaidz. В личных сообщениях злоумышленник потребовал $150, переведенных через PayPal, или $75 в биткоинах.

После неоднократных обращений в службу поддержки Youtube и безуспешных попыток оспорить блокировку видео Logan опубликовал у себя в Twitter скриншоты переписки с вымогателем. После этого злоумышленник прислал ему сообщение о подаче третьей жалобы с обещанием сделать все, чтобы отключить его аккаунт и в Twitter.

haker600.jpg
Мошенники научились использовать копирайт для вымогательства денег на Youtube

Довольно быстро выяснилось, что Logan был не единственной жертвой вымогателя. Аналогичные злоключения постигли и другого контент-мейкера Kenzo. Злоумышленник требовал от него $300 на кошелек в PayPal или $200 в биткоинах.

Logan и Kenzo опубликовали в Twitter скриншоты и переписки с VengefulFlame, и сообщений от Youtube, в которых указывалось, что все ролики были заблокированы по жалобам одного и того же пользователя — Джины Бет Пол (Jina Beth Paul). Почтовый адрес жалобщицы начинался со слова vengefulpayments, что сомнений в авторстве жалоб не оставляло.

Другие пользователи быстро нашли пользователя Twitter с тем же ником (VengefulFlame) и юзерпиком, идентичным тому, что этот юзер использует в Youtube. На данный момент все публикации этого аккаунта в Twitter переведены в приватный режим.

Официальный аккаунт Youtube в Twitter в итоге сообщил пользователю ObbyRaidz, что после изучения ситуации жалобы были аннулированы, а каналы жалобщиков ликвидированы в связи с «политикой нулевой терпимости в отношение мошеннических юридических запросов».

Журналистам пресс-служба Youtube ответила, что проблема была разрешена до того, как на нее обратили внимание СМИ.

Но даже если это и так, то все равно потребовалось, чтобы пострадавшие от действий мошенника (или мошенницы) сначала подняли шум в твиттере. Сообщения в службу поддержки Youtube игнорировались. Представители Youtube заявили изданию BleepingComputer, что создатели контента «всегда могут обратиться к нам через твиттер @teamyoutube для получения поддержки», косвенно подтвердив, что их собственная система работы с жалобами работает далеко не идеальным образом.

Сначала стреляем, потом разбираемся

Проблема заключается в том, что у Youtube очень жесткая политика борьбы с размещением неоригинального контента. В значительной степени это реликт непростых взаимоотношений Youtube с правообладателями, требовавшими максимально упростить процедуру блокировки контента, нарушающего копирайт.

В результате во многих случаях одной жалобы на нарушение копирайта достаточно для того, чтобы администрация Youtube перекрыла доступ к ролику, на который эта жалоба была подана. А троекратное получение жалоб в течение трех месяцев — повод для Youtube полностью заблокировать канал пользователя без права восстановления.

8 задач, чтобы перезапустить инженерную школу в России
импортонезависимость

Бремя доказательств невиновности при этом ложится на плечи владельца канала.

Помимо нарушения копирайта, аналогичные санкции будут применены за публикацию контента сексуального характера и обнажённой натуры, материалов, возбуждающих ненависть и пропагандирующих насилие.

По всей видимости, рассмотрение жалоб по меньшей мере отчасти отдано на откуп алгоритмам. В любом случае, система работает так, что у злоумышленников есть все возможности для мошеннических манипуляций.

«Нельзя исключать, что мошеннические "ноу-хау" подобного рода вполне могут встать на поток, — считает Михаил Зайцев, эксперт по информационной безопасности компании SEC Consult Services. — Если бы пострадавший владелец канала на Youtube по какой-то причине не смог привлечь внимание к себе, администраторы Youtube вполне могли бы проигнорировать ситуацию. С другой стороны, те, с кого есть чего брать — владельцы действительно популярных видеоканалов, поднимут такой шум, что Youtube будет выгоднее оперативно разрешить проблему. А владельцев малопопулярных каналов коммерчески-ориентированные злоумышленники, скорее всего, проигнорируют сами».

Это что-то личное?

Интересно, что при попытках корреспондентов издания Bleeping Computer связаться с владелицей аккаунта VengefulFlame, та заявила, что длительное время была знакома с ObbyRaidz лично, но не знает, кто такой Kenzo. На дальнейшие расспросы она (если это она) отвечать не стала.

Дискуссия в метавселенной: ИИ, обмен данными и иммерсивные сценарии
ИТ в банках

Стоит отметить, что слово Flame на английском может означать не только «пламя», но и «возлюбленного» или «возлюбленную». Соответственно, никнейм VengefulFlame может означать «мстительную зазнобу».

Это, а также то, что вероятная злоумышленница пыталась вымогать очень небольшие суммы и совершенно пренебрегала «оперативной маскировкой», вызывают подозрение, на то, что вся эта ситуация — плохо продуманная попытка личной мести. Но при этом данная попытка включала сознательное злоупотребление системой обработки жалоб крупнейшей в мире видеоплатформы и прямое вымогательство, остающееся уголовным преступлением вне зависимости от того, насколько велики или малы требуемые суммы.

Роман Георгиев