Разделы

Безопасность Госрегулирование Бизнес Законодательство Телеком Беспроводная связь Инфраструктура ТВ и радио Интернет Интернет-доступ ИТ в госсекторе Маркет

Путина просят создать российский стандарт интернета вещей

Рабочая группа при помощнике президента Игоре Щеголеве подготовила проекта дорожной карты «Интернет+Город». Предполагается разработка отечественных открытых стандартов для устройств интернета вещей и их криптографической защиты, начало выпуска в России соответствующих чипов и освобождение частот из-за аналогового и цифрового ТВ.

Дорожная карта «Интернет+Город»

Подгруппа «Интернет+Город», действующая в рамках рабочей группы по использованию сети в отечественной экономике интернета при помощнике Президента России Игоре Щеголеве, подготовила проект соответствующей дорожной карты (имеется у CNews).

По словам двух собеседников CNews, знакомых с ходом подготовки документа, дорожная карта будет представлена Игорю Щеголеву 27 октября 2016 г., после чего она должна будет отправиться на рассмотрение Владимира Путина.

Как пояснил CNews руководитель подгруппы глава инновационного центра «Ростелекома» Борис Глазков, документ направлен, в первую очередь, на развитие интернета вещей (IoT) и промышленного интернета.

Первая часть документа посвящена развитию непосредственно данных технологий, во второй части говорится о развитии сфер, в которых эти технологии применяются - Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ), строительство и транспорт.

В разработке дорожной карты принимал участие Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ). Представитель ФРИИ говорит, что в фонде не видели финальной версии этого документа, но надеются, что их предложения были учтены.

Дорожная карта развития в России интернета вещей поступит на рассмотрение Владимира Путина в ближайшие дни

Основная часть мероприятий, заложенных в дорожную карту, намечена на 2017 г, но некоторые события должны произойти в 2018 г. В реализации мероприятий, перечисленных в документе, будут привлекаться Минкомсвязи, Минэкномразвития, Министерство энергетики, ФСБ, Федеральная служба технико-экспортного контроля (ФСТЭК) и другие ведомства.

Российский открытый стандарт интернета вещей

В числе прочего, документ предполагает начало в России разработки архитектуры и устройств для интернета-вещей, начало массового выпуска соответствующих чипов и встраивание их в датчики, регуляторы и другие устройства.

Параллельно предполагается разработать «отечественный открытый код для узко-широковещательных радио модулей и контроллеров устройств интернета вещей с учетом опыта разработки и внедрения отечественными операторами интернета вещей».

Также предполагается разработать отечественный открытый код криптографических алгоритмов для работы с устройствами с низким энергопотреблением (без возможности дистанционного обновления ПО) и с устройствами, допускающими удаленное обновление ПО. Созданные открытые коды управления микроконтроллерами и средства криптозащиты должны быть включены в Реестр отечественного ПО.

Глазков поясняет, что речь идет о создании отечественного стандарта IoT. Специальные же средства криптографической защиты для устройств IoT необходимы в связи с тем, что стандартные средства криптографии не подходят для таких маломощных устройств.

«ФРИИ в своих инициативах по развитию интернета вещей учел предложения российских компаний-производителей микроэлектронике по разработке чипов с поддержкой национального стандарта и защищенного протокола IoT, - добавляет представитель фонда. - Сейчас идет организационная работа по созданию Ассоциации интернета вещей, в которую войдут в том числе производители микроэлектроники».

У ТВ заберут часть частот для интернета вещей

Другая часть предложений связана с расчисткой частот для устройств интернета вещей и промышленного интернета. Для этих целей планируется использовать диапазон 700 МГц. В 2012 г. частоты в этом диапазоне были распределены для технологии LTE между четырьмя операторами: «Вымпелкомом», МТС, «Мегафоном» и Tele2. Однако затем указом президента был установлен приоритетный порядок использования данных частот для целей цифрового эфирного телевещания, из-за чего сотовые операторы не могут начать использовать этот диапазон.

Разработчики дорожной карты предлагают решить эту проблему путем ограничения числа мультиплексов (пакетов каналов) эфирного цифрового ТВ и переводом их в диапазоны ниже 694 МГц. Кроме того, предполагается провести отключение аналогового ТВ, что также позволит высвободить частоты.

В области частот также предполагается ввести изменения в нормативные акты Государственной комиссии по радиочастотам, правительства и Евразийской экономической комиссии с целью упрощения использования устройств с малым радиусом действия и их либерализации их ввоза в Россию.

Региональные власти должны будут включиться в работу по использованию технологий IoT и промышленного интернета. С этой целью будет проводиться специальный мониторинг эффективности деятельности руководителей субъектов федерации.

Александр Мельников, KYFO: Уже сегодня многие услуги при задержке рейса можно получить по посадочным талонам
Цифровизация

Корректировка законов для интернета вещей

Планируется разработать образовательные программы и образовательные стандарты в области подготовки специалистов для IoT и промышленного интернета. Законодательно будут определены понятия технологических данных и инфраструктуры технологических данных, уточнен состав инфраструктуры технологических данных, установлены требования к техническим и программным средствам инфраструктуры технологических данных и их операторам.

В законы «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» и «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» будут внесены изменения в части установления требований к осуществлению сбора, хранения и обработки технологических данных. Будет проведен анализ других законов на предмет наличия препятствий для развития IoT и промышленного интернета.

Автоматизированный контроль за соблюдением тишины в домах

Александр Осипов, МегаФон: Эффективность киберзащиты вырастет, если снизится рутинная нагрузка на специалистов
безопасность

В области ЖКХ дорожная карта предполагает перевод индивидуальных приборов учета в общедолевую собственность и формирование требований к форматам и стандартам передачи и представления данных о потреблении электроэнергии из локальных систем учета в ГИК ЖКХ, а также стандартов представления данных в личном кабинете абонента. Законодательно планируется создать условия для стимулирования перехода к дистанционному сбору данных о потреблении энергетических ресурсов.

Также предполагается введение норм, предполагающих передачу оперативных данных о техническом состоянии водохозяйственных систем комплексного назначения и о техническом состоянии энергетических предприятий в надзорные органы. Для предприятий ЖКХ должны быть разработаны правовые основы для управления тепловыми сетями без участия персонала и организации ситуационных центров.

Еще одна интересная инициатива - для фиксации правонарушений в части охраны тишины и покоя граждан планируется использовать автоматизированные системы - это также потребует изменения нормативной базы.

Электронный путевой лист

В области строительства предполагается внести в Гражданский кодекс понятия дежурного плана, госоргана, ответственного за контроль в этой области, прав собственности на дежурные планы, характер взаимодействия дежурного плана с данными информационных систем градостроительной деятельности. Кроме того, планируется осуществлять дистанционный осмотр персонала на строительных участках и установить порядок медицинского осмотра этого персонала с помощью телемедицинских средств.

В области транспорта предлагается создать систему «Электронный путевой лист», которая позволит исключить возможности незаконного оформления путевых листов перевозчиками, а также позволит надзорным органам оперативно проверять информацию о проведении медицинского осмотра водителя.

Другое предложение - разработка единых форматов использования электронных устройств в информационном обеспечении работы транспорта, обслуживающего маршруты регулярных перевозок, включая информационные табло на остановочных пунктах и в салонах автобусов, использование устройств спутниковой навигации и другое. Это должно обеспечить большую привлекательность общественного транспорта для населения и снизит нагрузку на автомобильные дороги за счет меньшего использования личных транспортных средств.

Кроме того, должны быть утверждены стандарты качества транспортного обслуживания населения. и создана информационная система, позволяющая в режиме реального времени отслеживать реализацию этих стандартов. Это обеспечит единый уровень качества предоставляемых транспортных услуг населения на всей территории России и создаст предпосылки привлекательности общественного транспорта для населения.

Игорь Королев