Разделы

Бизнес Инвестиции и M&A Внедрения

Российский стартап запустит в Китае завод по производству роботов

Резидент «Сколково» компания «Промобот» договорилась о поставке более сотни своих человекоподобных роботов-консультантов китайской микроэлектронной компании и заключили с ней соглашение о создании в Поднебесной совместного производственного предприятия.

Российские роботы едут в Китай

Как стало известно CNews, российский стартап из Перми, резидент фонда «Сколково» «Промобот» продал китайской компании из Ханчжоу Keysi Microelectronics пять своих человекоподобных роботов-консультантов, получил оплату еще за четырех, а также заключил с ней два соглашения об углублении сотрудничества. Первое из них подразумевает поставку до конца 2017 г. еще 100 роботов. Второе — создание в одной из провинций Китая совместного предприятия с участием местного правительства.

Как уточнил CNews один из основателей «Промобота» Алексей Южаков, в рамках поставок азиатским партнерам будут переданы устройства, собранные в Перми. Что касается совместного предприятия, то оно станет носить производственный характер. То есть российская сторона, возьмет на себя RnD, а выпуском и реализацией устройств на территории Китая озаботятся азиатские коллеги.

Под роботом (promobot'ом) в данном случае имеется в виду автономное подвижное устройство, напоминающее по форме человека и предназначенное для персональной коммуникации с людьми. Promobot способен распознавать речь и отдельные лица, воспринимать смысл сказанного и отвечать на вопросы при помощи синтезатора голоса. Подобный электронный промоутер обычно используется в местах повышенного скопления людей (например, на выставках) для привлечения внимания к продвигаемой владельцем продукции, консультациям по заранее заданным темам, помощи в навигации и пр.

На сегодняшний день один экземпляр promobot стоит около $10 тыс. Окончательная цена может варьироваться в зависимости от комплектации и набора дополнительных возможностей.

Консультант «Промобота» и один из его создателей Алексей Южаков

В «Промоботе» отмечают, что у компании Keysi Microelectronics большая сеть контактов по всему миру в сфере строительства и торговли. «Благодаря нашим партнерам мы сможем распространить промоботов по всей территории Китая — в банки, кинотеатры, торговые центры и другие места, где необходимо поднимать сервис и повышать качество обслуживания клиентов», — сообщают в пермском стартапе.

Подробности соглашений

Как уточнил Алексей Южаков, говорить о сумме сделки на поставку 100 роботов пока некорректно. Промоботы будут поставляться поэтапно, и цены на них станут зависеть от их комплектации, параметры которой заказчиками пока не конкретизировались. Какие-либо задатки за эту сотню китайцы не выплачивали.

Конфигурация трехстороннего проекта по производству роботов на территории Китая — предмет обсуждений. Роль китайского правительства (оно традиционно смыкается с партийным руководством Поднебесной) станет заключаться в выделении площади под завод, предоставлении денег на оборудование, компенсации расходов на проживание питание и зарплату россиян.

Мощность производства должна составить не менее 1 тыс. роботов в год. Затраты на запуск подобных проектов Южаков оценивает в десятки миллионов долларов.

Сбором и утверждением разрешительной документации с декабря 2015 г. занимается Keysi Microelectronics.

Технологические особенности промобота

По словам Алексея Южакова, в технологическом смысле promobot является результатом интеграции наработок нескольких компаний. Собственно «Промоботу» принадлежит дизайн, механика, контроллер управления, лингвистическая база, алгоритмы самообучения. Технология распознавания лиц взята у сколковского резидента, российской компании «Вижнлабс». Распознавание речи происходит на открытых стандартах, однако для специфичных сценариев задействованы решения «Яндекса», Google и «Центра речевых технологий».

Синтез речи робота и его система навигации созданы на базе разработок еще двух сколковских резидентов, от упоминания имен которых Южаков воздержался.

История партнерства с азиатами

Знакомство россиян с китайскими партнерами произошло в декабре 2015 г. на международной выставке роботов Irex в Токио. В российской компании заверяют, что представители Keysi Microelectronics обратили внимание на экспонируемого промобота и отметили, что при высоких показателях в распознавании речи и лиц, он является самым доступным по стоимости среди конкурентов.

«После этого перед нами встала непростая задача — адаптация робота под китайский рынок, — говорят в “Промоботе”. — Нам предстояло полностью переработать лингвистическую базу, потому что в китайском языке, например, не ставятся пробелы между словами, как в русском или английском, не говоря уже об обилии диалектов и особенностей произношения».

После двух недель совместных работ российских инженеров и специалистов Keysi Microelectronics, робот заговорил на базовом китайском. «Остается теперь расширять лингвистическую базу робота, в чем нам помогают наши партнеры, под нашим руководством», — отмечают в «Промоботе».

Несколько фактов о «Промоботе»

По сообщению Алексея Южакова, первая версия робота-консультанта была создана в рамках существующего с 2011 г. «Малого инновационного предприятия "Интеллект"», чьим учредителем, по данным ЕГРЮЛ, выступал сам Южаков (с долей в 51%), а также Пермский государственный технический университет (35%) и Надежда Черноскутова (14%).

Что касается ООО «Промобот», то оно по базе ЕГРЮЛ, было зарегистрировано 4 марта 2015 г. Его соучредителями в разных долях числятся Алексей Южаков, Григорий Бубнов, Евгений Плужник, Игорь Еремеев, Олег Кивокурцев, Максим Утев и Максим Чугунов, который также заявлен гендиректором организации. Именно в рамках этого предприятия, ставшего резидентом «Сколково», была выпущена вторая версия робота.

В 2014 г. проект победил в проходившем под эгидой Российской венчурной компании (РВК) конкурсе-акселераторе технологических стартапов, за что получил от организаторов p1,25 млн. В 2015 г. «Промобот» получил микрогрант от «Сколково» в размере p500 тыс. в качестве компенсации расходов на поездку-презентацию в Японию.

Также в 2015 г. негосударственный Московский технологический институт (МТИ) инвестировал в проект p25 млн, получив взамен некоторое количество роботов и 30% компании при оценке ее полной стоимости в 85 млн. Алексей Южаков отдельно подчеркивает, что данная оценка была сделана еще до выхода ставшей успешной второй версии робота в феврале 2015 г.

Участие МИТ в ООО «Промобот» в базах ЕГРЮЛ и «Контур.Фокус» пока никак не отражено.

В 2015 г. на открытии технопарка «Физтехпарк» в подмосковном Долгопрудном консультант «Промобота» был представлен председателю Правительства Дмитрию Медведеву.

Марина Яловега, «Группа Астра»: Соискателям интересны амбициозные ИТ-проекты, значимые для страны
Цифровизация

Денис Воейков