Разделы

Цифровизация ИТ в госсекторе Инфраструктура

Минкомсвязи представило проект развития электронного правительства до 2020 года

Минкомсвязи разработало так называемый системный проект развития электронного правительства в пятилетней перспективе. Первый вариант документа представлен для общественного обсуждения.

Начало публичного обсуждения

Минкомсвязи открыло общественное обсуждение подготовленного ведомством документа, который после доработок и утверждения определит стратегию развития электронного правительства в России до 2020 г.

Первую обратную связь от экспертов ведомство получило в рамках конференции IT Government day 2016, организованной изданием TAdviser.

По словам замминистра связи и массовых коммуникаций Алексея Козырева, предыдущая версия аналогичного пятилетнего системного проекта получила официальный статус в 2010 г. По заказу «Ростелекома», единого оператора инфраструктуры электронного правительства, его созданием занимались два научных центра — Высшая школа экономики и Академия народного хозяйства. Новый документ подразумевает ряд стратегических изменений (см. презентацию со сравнительными таблицами).

Проект предлагает рассмотрение электронных услуг как приоритетных сервисов государства, связывание данных различных госорганов на базе нового поколения системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), а также развитие комплекса услуг, сгруппированных по жизненным ситуациям. «Проект ориентирован на повышение эффективности и качества работы всех уровней системы государственного и муниципального управления и предназначен для формирования государственной политики и плана действий на среднесрочную перспективу», — говорит Козырев.

В обозримом будущем документ будет опубликован для общественного обсуждения на федеральном портале проектов нормативных правовых актов, а затем вынесен на утверждение правительственной комиссии по использованию ИТ под председательством главы Правительства Дмитрия Медведева — в конце второго или начале третьего квартала 2016 г.

Алексей Козырев: «Главная цель для нас сейчас — получить различную обратную связь, организовать такой процесс обсуждения, который позволит учесть идеи, мнения, интересы большого числа участников процесса»

После утверждения документа заложенные в нем принципы должны будут найти отражение в соответствующей «дорожной карте» мероприятий. «Эти мероприятия мы планируем включить в уже имеющиеся планы развития электронного правительства — в документы стратегического характера, которые будут скорректированы».

Ключевые показатели и ориентиры

В Мнкомсвязи считают, что у электронного правительства есть три основные цели: электронное предоставление госуслуг, повышение эффективности госуправления, вовлечение в него граждан. «В качестве ключевых показателей, по которым можно судить о достижении этих целей, мы полагаем на верхнем уровне использовать два: долю сервисов, предоставляемых в электронном виде (80%), и долю граждан, удовлетворенных их качеством (90%)», — прокомментировал Козырев.

Что дает внедрение среды общих данных: опыт крупного девелопера
цифровизация

Презентация Алексея Козырева (нажмите для пролистывания)

Говоря о факторах, которые нужно учитывать, в министерстве отмечают, что сегодня на рынке очевидна тенденция к повышению качества интерфейсов и дизайна коммерческих сервисов, к реализации в них пользовательского опыта. «По мере развития возможностей ИТ бизнес создает все более умные интерфейсы для своих сервисов и определяет тем самым тот уровень ожидания, который граждане предъявляют и к государственным сервисам, — говорит чиновник. — Если не отреагировать на этот технологический вызов, то нарастающая разница в качестве интерфейсов между коммерческими сервисами и государственными приведет к тому, что пользователи станут отказываться от наших услуг. Нам надо следовать за лучшими коммерческими примерами».

Два сценария развития

Развитие электронного правительства, как считают в Минкомсвязи, в ближайшие годы может происходить в различном ключе. Консервативный сценарий приведет к увеличению разрыва между качеством электронных услуг государства и коммерческих организаций. Трансформационный сценарий позволит этот разрыв сократить (см. презентацию).

Что принципиально изменится

Новая стратегия подразумевает переход от системы электронного взаимодействия граждан только с органами исполнительной власти к коммуникациям со всеми ветвями и органами власти.

Продолжит развиваться принцип снижения для граждан стоимости пошлин и услуг при их оплате электронным образом. К юридической значимости электронных документов добавится легитимность электронных данных, документов, уведомлений и транзакций. В целом должна исчезнуть ситуация, когда электронные документы являются лишь дополнением бумажных; Минкомсвязи намерено узаконить их приоритет. При этом многие услуги станут оказываться в автоматическом режиме без участия человека.

«Ранее финансирование развития электронного правительства в основном осуществлялось из госбюджетов разных уровней, — напоминает Козырев. — В новом проекте уделяется внимание возможностям государственно-частного партнерства».

Портал госуслуг как электронный МФЦ

Одной из целей развития электронного правительства к 2020 г. является предоставление качественных госуслуг всем категориям пользователей, в любое время, в любом месте, с различных устройств, преимущественно в режиме реального времени. Для достижения этого Минкомсвязи намерено создать у единого портала госуслуг (ЕПГУ) новое качество, превратив его в некий «электронный МФЦ».

«Реальные МФЦ сейчас выполняют роль умного посредника между органами власти и получателями госуслуг, самостоятельно осуществляя определенные операции для того, чтобы улучшить пользовательский опыт граждан, — поясняет Козырев. — То есть в МФЦ реализованы определенные бэк-офисные процессы, которые этот опыт улучшают.
Аналогично ЕПГУ должен иметь возможность создавать для гражданина качественный конечный сервис, используя госуслуги в качестве его элементов».

Внимание к регионам

Затрагивая тему региональных госуслуг, Козырев отметил, что в тех субъектах, где развитию электронного правительства уделяется внимание на самом высоком уровне, в итоге возникает и резкий скачок их качества. «Нужно наличие электронных лидеров в регионах», — заключил он.

«Учитывая то, что развитие электронное правительство является межведомственным проектом, требующим координации усилий большого числа участников всех уровней с разных ветвей власти, мы предлагаем эту координацию осуществлять на площадках коллегиальных органов, созданных специально для этой цели», — заявил чиновник. — На федеральном уровне такой площадкой может стать правительственная комиссия по использованию ИТ, на региональном уровне такие коллегиальные органы либо должны быть созданы, либо преобразованы уже существующие».

Критика экспертов

Первый вариант проекта документа уже прокомментировали ИТ-чиновники федеральных и региональных ведомств и сторонние эксперты, высказав на его счет долю критики. Претензии сообщества касались дублирования многих положений содержательной части документа с пунктами других, уже существующих, стратегических документов, регулирующих развитие ИТ-отрасли России. Также эксперты критиковали недостаточную специфичность проекта, выражали удивление отсутствием в документе упоминаний УЭК и «Почты России», высказывали предложения скорректировать текст с учетом мнения самих граждан (саккумулированного, например, ВЦИОМ).

На это Алексей Козырев ответил в том смысле, что есть время для обсуждений и время для принятия решений. «Время для принятия решений по системному проекту еще не наступило, — отметил он. — Главная цель для нас сейчас — получить различную обратную связь, организовать такой процесс обсуждения, который позволит учесть идеи, мнения, интересы большого числа участников процесса развития электронного правительства. Когда проект утвердят, мы уже ничего не будем обсуждать, а будем действовать».

В завершение Козырев представил специально созданный для общественной критики проекта электронный почтовый ящик с адресом sp2020@minsvyaz.ru.

Денис Воейков