Разделы

Бизнес Законодательство Цифровизация ИТ в госсекторе

За баловство с бюджетными деньгами в России с 2016 г. будут наказывать роботы

Федеральное казначейство в 2016 г. создаст систему автоматического мониторинга бюджетных нарушений и автоматической выписки штрафов за них.
Автоматическая выписка штрафов

В информационных системах (ИС) Федерального казначейства появится функция автоматической фиксации за совершением бюджетных правонарушений. Об этом рассказал глава Казначейства Роман Артюхин, выступая на коллегии ведомства 24 февраля 2016 г.

В презентации к докладу Артюхина есть интересная деталь: наряду с автоматической фиксацией нарушений в информационных системах Казначейства будет реализована автоматическая выписка штрафов бюджетным правонарушителям.

Планы по поводу автоматизированной фиксации бюджетных нарушений и автоматической выписки штрафов значатся в разделе презентации, где описаны «Задачи Федерального казначейства на 2016 год по осуществлению функций по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере».

Этот проект выделен в качестве одной из 16 важнейших задач Казначейства на 2016 г. в целом и одной из шести важнейших задач на год в области финансового контроля.

Кому грозят автоматические штрафы

Из презентации главы Казначейства не вполне понятно, на какие бюджетные нарушения будет распространяться автоматизированный контроль, и каких групп нарушителей коснется автоматическая выписка штрафов: ограничится она кругом субъектов бюджетного права или будет распространяться на юридических и физических лиц.

Обычно под бюджетными правонарушителями подразумеваются субъекты бюджетного процесса: сама Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, органы государственной власти и местного самоуправления и бюджетные учреждения. Их правонарушения связаны с неполнотой и несвоевременностью перечисления бюджетных средств, с финансированием расходов, не включенных в бюджет, с несоблюдением бюджетного дефицита, с невозвратом бюджетных средств, с нарушениями в отчетности и пр.

Пример автоматической фиксации бюджетного нарушения и автоматически сформированного уведомления о штрафе (кадр из презентации Романа Артюхина)

Наряду с ними существуют бюджетные правонарушения, описанные в Кодексе об административных правонарушениях и Уголовном кодексе РФ, например, нецелевое расходование бюджетных средств. Субъектами таких правонарушений могут становиться и физические, и юридические лица.

Федеральное Казначейство к моменту публикации этого материала не ответило на запрос CNews, и не детализировало виды бюджетных правонарушений и группы потенциальных нарушителей, которые станут подвергаться автоматизированному мониторингу и выписке штрафов.

Побывавшие на коллегии и слышавшие выступление Романа Артюхина собеседники CNews на основании контекста предположили, что на нынешнем этапе автоматизация затронет нарушения, связанные с бюджетным авансированием. Таким образом, по мнению присутствовавших, она пока будет иметь отношение лишь к субъектам бюджетного процесса: органам власти разных уровней и бюджетным организациям.

Масштаб проблемы

Михаил Матюшин, Nexign: Биллинг должен быть импортонезависимым, универсальным и модульным
Импортонезависимость

В презентации Романа Артюхина работа по казначейскому сопровождению бюджетных средств проиллюстрирована на примере Роскосмоса и подведомственной ему стройки космодрома «Восточный».

Счетная палата считает Роскосмос главным нарушителем при расходовании бюджетных средств в 2015 г.: по словам руководителя Палаты Татьяны Голиковой, ущерб нанесенный бюджету Космическим агентством за год оценивается в i93 млрд руб. За Федеральным дорожным агентством Счетная палата числит нарушений на i11 млрд, за Минобром i10 млрд, за Минтрансом на i9,5 млрд. К 1 декабря 2015 г. нарушения при использовании средств, выделяемых из бюджета составили i396 млрд.

Информационные системы Казначейства

Презентация Романа Артюхина не указывает, на основе каких информационных ресурсах Казначейства будет выстроен автоматический мониторинг бюджетных нарушений. Исходя из известных описаний ИС ведомства, при его реализации скорее всего потребуется задействовать функциональность сразу нескольких существующих информационных систем.

На нынешний момент известно о восьми ИС Казначейства.

Олег Пашинин, «Философия.ИТ» — Как в «Росатоме» импортозаместили западную СЭД
Импортонезависимость

Это ГАС «Управление», объединяющая множество ведомственных и региональных информационных ресурсов, и предназначенная для принятия решения в области госуправления.

Система «Электронный бюджет» предоставляет в реальном времени данные о бюджете и бюджетном процессе.

«Информационно-аналитическая система» нужна для сбора, анализа, мониторинга и визуализации показателей исполнения бюджетов разных уровней.

Государственная информационная система о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП) предназначена для хранения и обмена информацией о платежах между организациями по приему платежей, гражданами и администраторами доходов.

Кроме того в ведении Казначейства находятся известный сайт госзакупок zakupki.gov.ru, собственный удостоверяющий центр, выдающий сертификаты ключей электронных подписей, система удаленного финансового документооборота и сайт с информацией о государственных и муниципальных учреждениях bus.gov.ru.

Владислав Мещеряков