Разделы

ИТ в банках ИТ в госсекторе Документооборот

Центробанк переходит на юридически значимый электронный документооборот

В течение трех месяцев Центробанк перейдет на юридически значимое электронное взаимодействие с поднадзорными финансовыми организациями посредством личных кабинетов на своем сайте. Раньше они использовались для подачи финансовой отчетности, теперь ЦБ и рынок смогут обмениваться через них любыми документами в обе стороны.

Новые реалии взаимодействия с ЦБ

С 10 мая 2016 г. Банк России (Центробанк, ЦБ) полностью перейдет на юридически значимый электронный документооборот с поднадзорными ему некредитными финансовыми организациями (НФО) — страховыми компаниями, негосударственными пенсионными фондами, ломбардами и пр. Об этом сообщила директор департамента сбора и обработки отчетности НФО Центробанка Ольга Гончарова.

Соответствующий федеральный закон от 13 июля 2015 № 231-ФЗ вступил в силу 9 февраля 2016 г., отведя участникам рынка три месяца на апробацию и адаптацию.

Взаимодействие станет осуществляться посредством веб-сервиса на сайте ЦБ — через личные кабинеты, которые и так уже были заведены организациями для предоставления банку отчетности в электронном виде.

Теперь электронная связь становится двусторонней. Банк со своей стороны сможет направлять свои предписания, запросы и любые другие документы в адрес организаций через их личные кабинеты и устанавливать обязанность последних реагировать в онлайн-режиме и отвечать также в электронном виде.

В чем польза для простых граждан

По словам Гончаровой, в 2015 г. в Центробанк поступило порядка 50 тыс. жалоб и обращений граждан на страховые организации (например о навязывании дополнительных услуг). Из них 65% требовали запроса у объектов жалоб дополнительной информации для проверки фактов.

Ольга Гончарова: «Изменения потребовали очень большой работы. Банк России внес изменения в одиннадцать федеральных законов»

«Время бумажного почтового пробега в одну и в другую сторону обычно составляет порядка месяца, — говорит Гончарова. — То есть что-то ответить гражданину можно было только примерно через полтора месяца». При этом документы могли потеряться или устареть за время пересылки.

Благодаря электронному взаимодействию, ответы смогут приходить жалобщикам в течение двух недель.

Техническая и экономическая стороны вопроса

Передача данных защищается открытыми ключами, их достоверность — усиленной квалифицированной электронной подписью, — поясняет первый заместитель директора департамента информационных технологий ЦБ Вадим Калухов. — Личные кабинеты расположены на собственной инфраструктуре банка. Факты получения документов в личных кабинетах однозначно фиксируются системой».


Вадим Калухов: «Кроме ЭЦП, все сделано на инфраструктуре Банка России и разработано для Банка России»

Отвечая на вопрос, кто выступал разработчиком программных решений, Калухов заявил, что кроме технологий электронной подписи, все задействованное ПО является собственностью ЦБ — никакой дополнительной инфраструктуры или программных средств организациям приобретать и использовать не нужно. «Ожидаем, что затраты всех участников наоборот снизятся, из-за отсутствия расходов на бумагу и на почту», — добавляет Гончарова.

В тренде мультиоблако — изучаем плюсы и минусы
Облака

Денис Воейков