Разделы

Бизнес Законодательство Телеком Беспроводная связь

Штрафы за анонимный Wi-Fi: Минэк защищает бизнес от закона Минкомсвязи

Минэкономразвития раскритиковало предложения Минкомсвязи по введению системы штрафов для владельцев Wi-Fi-точек с анонимным доступом. Ведомство указало на нечеткость формулировок в соответствующем нормативном акте, что может привезти к излишним административным барьерам для субъектов предпринимательской деятельности.

Спор министерств

Минэкономразвития опубликовало отрицательное заключение о разработанном Минкомсвязи законопроекте о штрафах для владельцев Wi-Fi-хот-спотов с анонимным доступом. Документ размещен на портале regulation.gov.ru.

Обязанность для владельцев Wi-Fi-хот-спотов проводить аутентификацию своих пользователей (например, путем отправки SMS-сообщений на их номера мобильных телефонов) в России была введена в 2014 г. Однако ответственность за нарушение этого требования пока может налагаться только на операторов связи. Владельцами же Wi-Fi-хот-спотов зачастую являются не операторы связи, а иные лица - например, собственники различных публичных мест.

Штрафы за анонимный Wi-Fi

В мае 2015 г. правительственная комиссия по связи приняла решение ввести штрафы за отсутствие аутентификации пользователей и для владельцев Wi-Fi-хот-спотов, не являющихся операторами связи. С этой целью Минкомсвязи летом разработало законопроект о внесении изменений в Закон «О связи» и Кодекс об административных правонарушениях.

Минкомсвязи предлагает законодательно обязать операторов связи идентифицировать абонентов при осуществлении ими доступа в интернет в общественных местах. Если же безвозмездный доступ в интернет в общественном месте оказывает не сам оператор, а его абонент - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, то с таким абонентом оператор должен заключить договор об обязательной идентификации пользователей и используемого ими оконечного оборудования.


Минэкономразвития раскритиковало предложения Минкомсвязи по штрафам за анониный Wi-Fi

За нарушение такого порядка министерство предлагает взимать штраф с должностных лиц в размере от i5 тыс. до i50 тыс., с юридических лиц - от i100 тыс. до i200 тыс. За повторное нарушение размер штрафа составляет для должностных лиц - от i10 тыс. до i100 тыс., для юридических лиц - от i200 тыс. до i300 тыс.

Безвозмездная услуга не может быть лицензируемой

Минэкомразвития в рамках общественного обсуждения законопроекта провело оценку его регулирующего воздействия. В своем отзыве министерство указывает не нечеткость используемых в законопроекте формулировок. Так, абонент, согласно существующему законодательству, не может оказывать другим пользователям услуги связи.

Доступ в интернет на возмездной основе является лицензируемым видом деятельности. А используемый в законопроекте термин «безвозмездные услуги связи» представляется нецелесообразным: если за подключение к интернету будет введена формальная плата, то такое регулирование будет дезавуировано.

CNews Analytics: Рейтинг операторов фискальных данных 2024
ритейл

Также Минэкономразвития указывает, что нигде в законопроекте не расшифровывается понятие «общественное место», равно как и не приводится его примеров. Соответственно, государственные органы и органы местного самоуправления смогут произвольно трактовать этот термин. Кроме того, из текста законопроекта непонятно, какое оконечное оборудование надо идентифицировать: принадлежащее конечному пользователю или абоненту оператора (владельцу Wi-Fi-хот-спота).

Операторам Wi-Fi-хот-спотов грозит двойная административная ответственность

Еще один пункт, который раскритиковало Минэкономразвития, заключается в обязанности абонента (владельца хот-спота) заключать договор с обслуживающим его оператором связи для идентификации пользователей, тогда как у абонента может быть техническая возможность организовать такую идентификацию и без заключения договора. Также предлагаемый законопроект будут дублировать уже закрепленные в законодательстве нормы об обязанности операторов связи идентифицировать пользователей в пунктах коллективного доступа в интернет.

Соответственно, делает вывод Минэкономразвития, предлагаемая законопроектом административная ответственность за отсутствие аутентификации пользователей интернета в общественных местах привлечет, с одной стороны, к правовой коллизии и ведению двойной административной ответственности для нарушителей из числа операторов связи. Для абонентов же операторов (владельцев хот-спотов) введение административной ответственности предлагаемым способом не обоснованно, так как они не оказывают услуги доступа в интернет и не могут нести ответственности за невыполнение требований законодательства.

Марина Яловега, «Группа Астра»: Соискателям интересны амбициозные ИТ-проекты, значимые для страны
Цифровизация

Наконец, из законопроекта Минкомсвязи не понятно, какой федеральный орган исполнительный власти обязан контролировать требования по аутентификации пользователей интернета в общественных местах.

В результате Минэкономразвития сделало вывод, что в законопроекте Минкомсвязи отсутствуют достаточные обоснования решения проблемы предложенным способом регулирования. Принятие законопроекта приведет к введению избыточных административных ограничений для субъектов предпринимательской деятельности и будет способствовать возникновению необоснованных расходов для них.

В Минкомсвязи, со своей стороны, заявили, что поправки вносятся в КоАП, а также в закон «О связи» в части предоставления безвозмездного доступа в сеть интернет в общественных местах. Согласно поправкам, такой доступ абонентом—юридическим лицом (абонентом—индивидуальным предпринимателем) допускается при условии заключенного договора между оператором связи и таким абонентом об идентификации пользователей услугами связи и используемого ими оконечного оборудования. В поправках в КоАП вводится специальная ответственность за неисполнение процедуры идентификации. Сейчас правки внесены в Правительство, отметили в Минкомсвязи.

Игорь Королев