Разделы

Телеком Мобильная связь

МТС и Tele2 придумали экстравагантный способ зарабатывать на молчащих абонентах

CNews выявил интересную особенность тарификации вызовов у МТС и Tele2. Эти операторы начисляют плату за звонок абонентам, находящимся вне зоны доступа. В случае такого звонка в другой город, за прослушивание приветствия автоответчика приходится платить по междугородному тарифу.

Неожиданные результаты тестирования

CNews протестировал работу московской сети Tele2, совершив вызовы между двумя номерами данного оператора. Оказалось, что вызов абоненту Tele2, находящемуся вне зоны доступа, является платным: за него в тарифе «Оранжевый» взимается p1 – как за одну минуту исходящего вызова.

В ходе дальнейшего тестирования выяснилось, что звонок на выключенный номер Tele2 будет платным и для абонентов других операторов. Например, при звонке с номера МТС (тариф «Супер МТС») с вызываемого абонента списалось p2,1 – как за одну минуту местного соединения.

Платная голосовая почта

Tele2 по умолчанию подключает своим абонентам услугу «голосовая почта». Соответственно, когда абонент не доступен, включается автоинформатор, сообщающий о невозможности соединения с абонентом, и предлагающий оставить голосовое сообщение после сигнала. Даже если абонент не оставит сообщение, его оператор тарифицирует данный вызов как платный.

Поскольку в большинстве тарифов принята поминутная тарификация вызовов, с абонента списываются средства как за одну минуту исходящего вызова. Правда, если абонент сбросит вызов сразу, как только услышит сообщение автоответчика, то средства с него не должны списываться: в соответствии с Правилами оказания услуг подвижной связи, звонки продолжительностью менее 3 секунд тарифицировать запрещено.

Аналогичную особенность - тарификацию прослушивания приветствия ящика голосовой почты - CNews обнаружил и при звонках на выключенные номера МТС и «Скай Линк» (эта сеть также принадлежит Tele2). Впрочем, отметим, что у МТС, в отличие от Tele2, голосовая почта не подключается автоматически: абонент сам должен ее подключить.


МТС и Tele2 берут деньги за звонок недоступному абоненту, а «Мегафон» и «Билайн» нет

«Билайн» и «Мегафон» так не делают

В то же время, осуществляя звонки между двумя номерами «Вымпелкома» (торговая марка «Билайн»), подключенными к тарифу «Все», корреспондент CNews не обнаружил факта списания средств за прослушивание приветствия голосовой почты.

При звонках из других сетей на находящийся вне зоны доступа номер «Билайна» CNews также не столкнулся со списанием средств за прослушивание приветственного сообщения (звонки совершались из сетей Tele2 и МТС). Наконец, звонок абоненту «Мегафона», находящемуся вне зоны доступа и подключившему услугу голосовой почты, также не был тарифицирован.

Опасные междугородние звонки

Сергей Голицын, T1: 70% компаний, применяющих ИИ, подтверждают положительный эффект
Цифровизация

Абонентам стоит иметь ввиду, что такой подход тарификации используется и при междугородних вызовах. Корреспондент CNews позвонил из Москвы на номера санкт-петербургского «Билайна» и «Мегафона» и прослушал соответствующие сообщения от ящиков голосовой почты, но денежные средства не были сняты.

Звонки же абонентам петербургского МТС и краснодарского Tele2 были тарифицированы в соответствии с междугородними составляющими (например, p4,2 на тарифе «Супер МТС»).

В чем выгода оператора

Операторы, установившие подобный способ тарификации прослушивания приветственных сообщений головой почты, получают деньги за так называемый интерконнект – платеж от оператора, чей абонент инициировал данный вызов. Ставка интерконнекта составляет p0,95 за минуту.

Дмитрий Балдин, «РусГидро»: Вынужденный переход на open source приводит к увеличению поверхности кибератак
безопасность

Источник в одном из сотовых операторов пояснил CNews, что тарификация звонков между операторами, в отличие от тарификации для абонентов, осуществляется на посекундной основе. То есть за факт прослушивания сообщения голосовой почты оператор, обслуживающий абонента, получит деньги, исходя всего лишь из нескольких секунд разговора. Но при большом числе звонков абонентам, находящимся вне зоны действия, это все равно принесет хорошую выручку, говорит собеседник CNews.

Кто хочет зарабатывать, а кто нет

«По нашему мнению, коммутатор оператора, который принимает вызов, должен передавать сигнал о начале соединения только после гудка, позволяющего оставить сообщение в ящик голосовой почты, - поясняет политику оператора в области тарификации звонков на голосовую почту представитель «Вымпелком» Анна Айбашева. - Приравнивать сообщение автоинформатора к ответу абоненту не совсем честно, так как это всего лишь справочная информация и никакой услуги в этот момент не предоставляется. Это все равно, как взимать с абонента деньги за прослушивания сообщения о недоступности адресата».

Со своей стороны, в МТС не видят проблемы в избранном компанией способе тарификации. «Тарификация с первой секунды вызова происходит только в том случае, если у абонента, которому звонят, подключена услуга голосовой почты, это сделано для того, чтобы звонящий абонент мог оставить сообщение, - говорит представитель компании Дмитрий Солодовников. - Услуга голосовой почты – нишевая, ее подключают лишь десятые доли одного процента от всей нашей абонентской базы. Если голосовая почта не подключена, то тарификация будет производиться после служебного сообщения о том, что телефон абонента недоступен».

В Tele2 заявили, что тарифицируют звонки в строгом соответствии с Правилами оказания услуг связи, а именно после установления соединения или ответа пользовательского оборудования, сигнал которого приравнивается к ответу вызываемого абонента. «Таким сигналом, например, является начало записи сообщения в голосовой почте», - объяснили в Tele2. В ситуации, когда тарификация звонка начинается еще до звукового сигнала, в компании пообещали разобраться отдельно.

В «Мегафоне» ограничились комментарием, что не планируют тарифицировать подобные вызовы.

Дополнение.

Сразу после выхода этой публикации представитель Tele2 сообщил CNews, что к настоящему моменту описанная ситуация разрешена: прослушивание приветственного сообщения голосовой почты более не приравнивается к ответу абонента и не оплачивается. Редакция CNews проверила справедливость этого утверждения и убедилась, что оно истинно.

Игорь Королев