Разделы

Бизнес Маркет

Рынок CRM в России преодолел отметку в 9 млрд рублей

Объем рынка CRM-решений в России преодолел отметку в p9 млрд. В 2015 г. темпы роста рынка несколько замедлились. Однако по итогам года российский рынок CRM останется в плюсе, считают аналитики. 

Рынок CRM-решений в 2014 г.

В 2014 г. российский рынок систем управления взаимоотношениями с клиентами (Customer Relationship Management — CRM) вырос на 10% и достиг p9,01 млрд. Рост мог быть и больше, однако на динамику рынка повлияла сложная экономическая ситуация в конце 2014 г., а также рост курсов валют, из-за которого лицензии на иностранные решения стали для отечественных заказчиков дороже. Еще один фактор снижения динамики — сокращение числа крупных проектов, говорится в отчете TAdviser.

Оценка динамики

По мнению части интеграторов, несмотря на непростую экономическую ситуацию, рынок CRM-решений в России продолжает расти, так как CRM-решения — это инструменты для зарабатывания денег, а на современном рынке невозможно успешно конкурировать, не имея этого инструмента. Другие респонденты полагают, что по итогам года российский CRM-рынок может уйти в минус, так как год начался с почти полного отсутствия объявленных конкурсов.

В 2015 г. темпы роста рынка несколько замедлились. Однако по итогам года российский рынок CRM останется в плюсе — следует ждать положительную динамику на уровне 5% в рублях, прогнозируют в TAdviser.

Главные тенденции рынка CRM

Самый заметный тренд последнего времени – импортозамещение – отразился и на рынке CRM. Причем если в бизнесе главной причиной перехода на отечественные решения является финансовая сторона, то в госсекторе это происходит больше по политическим мотивам. Снижение курса рубля по отношению к европейской и американской валюте усилило снижение спроса на зарубежные решения и одновременно повысило востребованность российских продуктов.

Сергей Голицын, T1: 70% компаний, применяющих ИИ, подтверждают положительный эффект
Цифровизация

Одним из главных трендов на российском рынке CRM-систем являются мобильные решения. Востребованные последние несколько лет они становятся обязательной частью CRM. 


Также следует отметить происходящую на рынке CRM «поляризацию»: дешевое «облако» или комплексные проекты. Причем первый вариант в основном выбирают компании среднего и малого бизнеса.

Показатели интеграторов

По итогам 2014 г. большинство системных интеграторов, предоставивших данные TAdviser, показали положительную динамику выручки, в среднем +26% по 12 компаниям. Лидером по доходам от CRM-проектов стала «Техносерв Консалтинг» (1,666 млрд). Также в первую пятерку вошли AT Consulting, «1С-Рарус», «Норбит» и «Инфосистемы Джет».

Сергей Попсулин