Разделы

Телеком

TeliaSonera обвинили в подкупе дочерей президента Азербайджана

Скандинавская TeliaSonera оказалась вовлечена в новый коррупционный скандал на территории СНГ. Компанию обвинили в подкупе дочерей президента Азербайджана Ильхама Алиева, которые могут быть партнерами скандинавов в лидирующем азербайджанском сотовом операторе Azercell.

Новые обвинения в коррупции

Американская инвестиционная компания Muddy Waters направила открытое письмо совету директоров шведско-финской телекоммуникационной компании TeliaSonera. Американцы обвинили руководство TeliaSonera в сокрытии от акционеров истинных масштабов коррупционной деятельности в странах макрорегиона «Евразия» (в него входит постсоветское пространство и Непал).

Muddy Waters насчитала у TeliaSonera сомнительных сделок со странными партнерами на территории Узбекистана, Казахстана, Азербайджана и Непала на общую сумму более $3 млрд. Речь идет, в первую очередь, об уже известном расследовании взаимоотношений TeliaSonera с Гульнарой Каримовой — дочерью президента Узбекистана

TeliaSonera и восточные женщины

Помимо вышеупомянутого дела, скандинавскую компанию обвинили в сотрудничестве с Лейлой и Арзу Алиеввыми — дочерьми президента Азербайджана Ильхама Алиева. Muddy Watres со ссылкой на ранее опубликованные результаты расследований международной Организации по борьбе с преступностью и коррупцией (Organized Crime and Corruption Project, OCCP), утверждает, что сестры Алиевы имеют значительный интерес на азербайджанском рынке сотовой связи.

Во-первых, как пишет OCCP, они владеют третьим по величине сотовым оператором Азербайджана — Azerfone. Оператор был создан в 2005 г., тогда власти Азербайджана утверждали, что за Azerfone стоит немецкий телекоммуникационный производитель Siemens, а также некая британская компания. Впоследствии Siemens и ее преемник по производству телекоммуникационного оборудования — Nokia Siemens Networks — опровергли участие в капитале Azerfone.

Инвестиционная компания Muddy Waters насчитала у TeliaSonera сомнительных сделок со странными партнерами на $3 млрд

OCCP смогла получить выписки из азербайджанского налогового регистра. Согласно этим документам, три панамских офшора — Gladwin Management, Grinnell Management и Hughson Management — владеют в совокупности 72% акций Azerfone. В соответствии с панамским реестром компаний, Лейла Алиева является президентом Glandwin и Grinnell, а Арзу Алиева в этих структурах значится казначеем. В третьей компании — Hughson — казначеем, наоборот, является Лейла, а президентом — Арзу.

У двух конкурентов одни владельцы

Ответ на вопрос, кто стоит за Azerfone, позволил OCCP выяснить, кто является партнером TeliaSonera в крупнейшем сотовом операторе Азербайджана — Azercell. Компания была создана в 1995 г. двумя турецкими структурами — сотовым оператором Turkcell и производителем телекоммуникационного оборудования Cenay Group, а также властями Азербайджана.

В 2000-2003 гг. TeliaSonera получила контроль над холдингом Fintur, в который Turkcell передала контрольные пакеты акций четырех сотовых операторов из постсоветского пространства, включая Azercell. Своими долями в Azercell холдинг Fintur и Cenay Group владели через буферную структуру Azertel.

Однако в 2005 г. Cenay Group незаметно выходит из азербайджанского актива: она за $6,6 млн продает компанию Cenay Iletisim, через которую группа владела долей в Azertel, двум панамским офшорам — Dilsan Investment и Colville Group. Согласно данным турецкого реестра компаний, правом подписи в обеих структурах владеет шведский бизнесмен Оливер Местелан (Olivier Mestelan). Он же является секретарем в трех других панамских компаниях — Gladwin Management, Grinnell Management и Hughson Management, в которых, как отмечалось, руководителями значатся Лейла и Арзу Алиевы.  

Что касается Местелана, то он является известным деятелем в Азербайджане, в частности, он владеет галереей Kicik QalArt в столице государства — Баку. Кроме того, российский журнал «Баку», шеф-редактором которого выступает Лейла Алиева, часто выпускал публикации, посвященные его деятельности.

Странная приватизация

В 2008 г, после изменения партнеров TeliaSonera в Азербайджане, сдвинулось с мертвой точки решение вопроса о приватизации главного сотового операторы страны. Государство продало Azertel (структуре, подконтрольной TeliaSonera и ее партнерам) 35,7% акций Azercell за $180 млн. В то же время, как отмечают в OCCP со ссылкой на отчеты TeliaSonera и Fintur, рыночная стоимость данной доли составляла на тот момент $2,2 млрд — то есть в 12 раз больше.

Более того, даже всей суммы в $180 млн азербайджанское государство не получило «живыми» деньгами. Часть средств, за которые выкупили госдолю в Azercell, была выплачена азербайджанскими приватизационными ваучерами. Как и в России, ваучеры в Азербайджане ходили в 1990-х годах, но затем вышли из употребления.

В 2000-х годах власти США вели расследование практики использования ваучеров при приватизации государственной азербайджанской нефтяной компании. Американцы подозревали, что ваучерами расплачивалась семья тогдашнего президента страны — Гейдара Алиева (отец Ильхама Алиева).

Другой любопытный момент данной сделки состоит в том, что одновременно с увеличением доли Azertel в Azercell доля партнеров TeliaSonera в Azertel увеличилась с 20% до 49%, а доля скандинавов в Azertel, соответственно, уменьшилась с 80% до 51%. Таким образом, эффективная доля TeliaSonera в Azercell после приватизации осталась прежней — 51%, а эффективная доля ее партнеров увеличилась с 13% до 49%.

TeliaSonera должна свои партнерам $850 млн

Согласно данным турецкого реестра, в период с 2006 по 2012 гг. партнеры TeliaSonera получили дивиденды от Azertel/Azercell в размере $249 млн при сумме осуществленных ими инвестиций в $95 млн. То есть прибыль партнеров TeliaSonera за этот период составила $149 млн. Более того, согласно условиям приватизации, Cenay получила опцион типа put, обязывающий TeliaSonera выкупить долю своих партнеров в Azertel. Реализация данного опциона, согласно документам TeliaSonera, обойдется скандинавам в $850 млн.

Несмотря на наличие влиятельных партнеров в Азербайджане, TeliaSonera долгое время не могла решить проблему с получением Azercell 3G-лицензии. Эксклюзив на работу в 3G в Азербайджане имел Azerfone. 3G-лицензия для Azercell была выдана только в 2011 г. Одновременно с этим Cenay поделилась 6,55% акций Azertel с мальтийским офшором FA Invest. Согласно турецкому реестру компании, ее представителем значится Рашад Хамзаев (Hamzayev Rashad Firidunoglu). Человек с таким именем руководит службой безопасности Ильхама Алиева.

В ответ на письмо Muddy Waters в TelaSonera отвергли обвинения в непрозрачности и заверили, что сотрудничают с правоохранительными органами различных стран в расследовании коррупции в Узбекистане. Кроме того, недавно TeliaSonera решила продать свой бизнес в макрорегионе «Евразия», включая Узбекистан и Азербайджан.

Взаимный спрос: как рост медтеха в России формирует приток ИТ-специалистов в отрасль
Маркет

Игорь Королев