Разделы

Телеком

Москвичам разрешили оплачивать проезд в метро с телефона

Москвичи получили долгожданную возможность оплачивать проезд в метро и на городском транспорте с помощью мобильного телефона по технологии NFC. На смартфонах Apple такой возможности пока нет. 

Долгожданный сервис

Департамент транспорта Москвы совместно с сотовыми операторами «Вымпелком» (торговая марка «Билайн»), МТС и «Мегафон» запустили возможность оплаты проезда в общественном транспорте столицы с мобильных телефонов. Сервис реализуется на базе технологии беспроводной аутентификации NFC.

Чтобы воспользоваться новым сервисом, абонент должен иметь телефон с поддержкой NFC и поменять свою SIM-карту на поддерживающую эту технологию. Замену SIM-карт сотовые операторы будут производить бесплатно.

Владельцам iPhone не повезло

Правда, владельцы смартфонов iPhone от корпорации Apple не смогут воспользоваться новым сервисом: Apple пока не открыла в России на своих устройствах работу технологии NFC. Впрочем, в МТС рассматривают возможность решить проблему iPhone’ов путем выдачи абонентам NFC-антенн в виде наклеек на телефон.

При первой активации SIM-карты с NFC-модулем абоненту придет SMS-сообщение с предложением подключить сервис оплаты проезда - «Мобильный билет». В случае согласия абонента с его счета будет списано 150 руб., которые можно будет использовать для оплаты проезда.


Замглавы метрополитена Юрий Дегтярев демонстрирует взаимодействие смартфона с NFC и турникета метро

«Тройка» в телефоне

После этого телефон абонента превращается в виртуальный аналог транспортной карты «Тройка». Им можно будет оплачивать проезд везде, где принимается «Тройка»: в метро, в автобусе, троллейбусе, трамвае, автобусе, пригородных электричках, «Аэроэкспрессе». Также им возможно оплатить билет в московский зоопарк.

Почему в «Норникеле» отказались от Telegram в корпоративных коммуникациях и что используют взамен
Цифровизация

Карта «Тройка» поддерживает работу с несколькими тарифами, в том числе с безлимитным проездом на месяц и на год. Но на телефоне пока будет доступен только один, самый простой тариф - «Электронный кошелек»: 30 руб. за одну поездку.

При снижении остатка на счете «Мобильного билета» менее, чем до 90 руб. с его счета у мобильного оператора будет автоматически списываться 150 руб. Возможно также пополнение вручную путем отправки SMS на специальный короткий номер Мосгортранса. Отдельной абонентской платы за пользование данной услугой взиматься не будет.

Долгая история экспериментов

Эксперименты по внедрению оплаты проезда в Московском метро с NFC-телефонов идут с конца 2000-х годов, в частности, этим занимались МТС и Nokia. Турникеты в метро давно поддерживают данную технологию. В 2008 г. компания «Экспресс-Кард» реализовала проект по оплате проезда в метро с банковских карт. сейчас в проекте участвует более 20 банков, которые позволяют своим клиентам записать транспортные приложения на кары. 

Нынешний проект реализован другим интегратором - «Бриз Технологии». Эта компания также планирует запустить оплату с банковских карт, рассказал CNews директор департамента управления проектами компании Иван Кирьянов. В данном случае не нужно будет договариваться с каждым банком по отдельности: оплата будет производиться с карт Visa и MasterCard, поддерживающих технологию NFC (PayWave и PayPass соответственно). 

Марина Яловега, «Группа Астра»: Соискателям интересны амбициозные ИТ-проекты, значимые для страны
Цифровизация

В ряде других городов оплата проезда в метро и наземной транспорте с NFC-телефонов уже работает. Например, несколько лет назад такую возможность в петербургском метрополитене обеспечили «Мегафон» и «Билайн».

Тогда, из-за малого распространения NFC-телефонов, операторы вынуждены были выдавать абонентам соответсвующие антенны. «Мегафон» делал это с помощью пассивных антенн-наклеек, а «Билайн» предоставлял активные антенны - SIM-карты с встроенными модулями. Правда, впоследствии «Билайн» этот проект закрыл: активная NFC-антенна слишком много потребляет энергии телефона.

Игорь Королев