Разделы

Бизнес Финансовые результаты Техника Маркет

Российский рынок смартфонов вырос на 23% в первом квартале 2018 года

«М.Видео», российский продавец электроники и бытовой техники, и «Эльдорадо», входящие в Группу САФМАР Михаила Гуцериева, подвели итоги российского рыка смартфонов за первый квартал 2018 г. Продажи по сравнению с январем-мартом 2017 г. выросли на 23% в деньгах и остались практически на уровне прошлого года в штуках. Доля онлайн-продаж достигла 20%.

По оценке компаний «М.Видео» и «Эльдорадо», рынок смартфонов по итогам 1 квартала 2018 г. составил 95 млрд руб. и 6,3 млн штук, что соответственно на 23% и 2% выше, чем годом ранее. За тот же период продажи «М.Видео» выросли на 40% в деньгах и 20% в штуках, что заметно выше рынка. Продажи «Эльдорадо» за январь-март 2018 г. прибавили 70% в денежном выражении относительно прошлого года.

Сегмент смартфонов на рынке продолжает развиваться, показывая рост по всем основным параметрам. При этом темпы роста продаж в штучном выражении снизились, что, с одной стороны, является характерной чертой первого квартала, с другой – говорит о том, что из состояния интенсивного роста рынок перешел к качественному спросу на смартфоны. 

Средняя цена на смартфоны в 1 квартале 2018 г. составила 15 тыс. руб. За аналогичный период прошлого года средняя цена была на уровне 12,5 тыс. руб., то есть рост составил порядка 20%. Но если оценивать среднюю цену в динамике поквартально, то видно, что в 2018 г. она даже немного снизилась. Пик пришелся на 4 квартал 2017 г., когда стартовали продажи iPhone 8 и iPhone X. В 1 квартале 2018 г. высокий показатель средней цены поддержал старт продаж Samsung Galaxy S9|S9+.

Рост спроса наблюдается во всех ценовых категориях, кроме самого бюджетного – до 5 тыс. руб. Средний ценовой сегмент от 10 до 20 тыс. руб. вырос на треть в штучном выражении относительно 1 квартала 2017 г. Сегмент свыше 30 тыс. руб. вырос почти в полтора раза. Этот тренд объясняется тем, что в среднем ценовом сегменте появляется все больше интересных предложений от ведущих китайских производителей, доверие к которым растет и стимулирует спрос на эти устройства. В более высокий ценовой сегмент теперь попадают не только флагманы от Samsung и Apple, но и топовые модели от Huawei, Nokia, Xiaomi и т.д., которые уверенно конкурируют за покупателя. 

«Одним из трендов 1 квартала 2018 г. стал рост средней цены и дальнейшее усиление популярных китайских производителей. Активный рост средней цены начался еще в конце прошлого года вместе со стартом новинок от Apple и был поддержан запуском флагмана от Samsung весной 2018 г. Параллельно, покупатели все чаще отдают предпочтение не бюджетным "китайцам", а более продвинутым моделям в среднем ценовом сегменте, что также влияет на рост средней цены по рынку. Каждый четвертый смартфон в России в сегменте выше 30 тыс. руб. был куплен в "М.Видео"», – отметил руководитель департамента «Мобильная техника» М.Видео Сергей Сухоруков

Онлайн-продажи смартфонов на российском рынке в 1 квартале 2018 г. достигли 835 тыс. штук, что соответственно на 28% больше, чем годом ранее. Продажи в деньгах выросли практически вдвое и достигли 19,5 млрд руб. Интернет-продажи в телеком-сегменте продолжают стимулировать развитие рынка – на онлайн приходится порядка 20% рынка в денежном выражении и 14% - в натуральном. Еще год назад на онлайн приходилось 13% в денежном выражении и 10% в натуральном от общего объема продаж.  

Марина Яловега, «Группа Астра»: Соискателям интересны амбициозные ИТ-проекты, значимые для страны
Цифровизация

Китайские бренды занимают все более уверенные позиции на российском рынке. С одной стороны, это происходит благодаря интенсивному росту отдельных крупных брендов. С другой – это следствие выхода на рынок новых игроков, доля которых пока мала, но в совокупности с другими производителями их выход на рынок дает необходимый вес. По итогам 1 квартала 2018 г. китайские бренды (Huawei, Honor, Meizu, Mi, ZTE, Nokia, Oppo) заняли до 35% в штуках и около 26% в деньгах. 

Стоит отметить интенсивный рост брендов Huawei и Honor, которые совокупно заняли второе место по продажам в штуках по итогам квартала. Их суммарная доля достигла примерно 17,5%, что позволило обогнать ближайшего конкурента по штучным продажам – Apple. В абсолютном выражении продажи Huawei и Honor выросли вдвое по сравнению с 1 кварталом 2017 г. 

«За первый квартал в сети «Эльдорадо» продажи смартфонов выросли на 70% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Впервые лидером продаж в натуральном выражении стал бренд Honor, кстати, 14% смартфонов этого бренда на российском рынке продаются именно у нас. Самыми популярными смартфонами в январе-марте являются iPhone SE 32 ГБ, Xiaomi Redmi Note 5A 16 ГБ, Honor 6A 16 ГБ, Samsung Galaxy J1 2016 8 ГБ и Honor 9 Lite 32 ГБ. Максимальный рост продемонстрировал средний ценовой сегмент – от 10 до 20 тыс. руб. Каждый третий купленный смартфон приходится на этот диапазон и произведен китайскими вендорами. Больше половины проданных устройств обладают дисплеем c диагональю более 5 дюймов, что в штучном выражении больше на 28,5%, чем годом ранее», ‒ отметил директор по розничным продажам компании «Эльдорадо» Дмитрий Суханов

Еще один игрок, который успешно развивается – Nokia. Обновленный бренд вышел на российский рынок летом 2017 г. С того момента компания ежеквартально увеличивает долю в рыночных продажах в среднем на 1 п.п., на конец марта Nokia занимала порядка 3% на российском рынке. Этому способствует гармоничная линейка устройств, которая в 2018 г. пополнится новыми моделями – Nokia 1, Nokia 9 (представлены на MWC), разумное ценовое предложение, активный маркетинг и, конечно, сила самого бренда Nokia. 

4G-смартфоны стремительно вытесняют предыдущие поколения. По итогам 1 квартала 2018 г. доля 4G в штучных продажах смартфонов находится на уровне 87%. В продажах «М.Видео» и «Эльдорадо» этот показатель еще выше – на уровне 96-98%. Таким образом, смартфонов без поддержки LTE уже фактически не осталось.

Дмитрий Степанов