Разделы

Цифровизация Инфраструктура Маркет

«Аэрофлот» построил новый модульный ЦОД вместе с «Техносервом» и HPE

Компании «Аэрофлот» и «Техносерв» объявили о завершении проекта по созданию нового центра обработки данных (ЦОД) авиаперевозчика на базе оборудования HPE. Ожидается, что созданный дата-центр позволит в 2,5 раза увеличить мощность основного ЦОДа компании «Аэрофлот», сообщили CNews в «Техносерве».

За последние несколько лет группа «Аэрофлот» приобрела несколько региональных авиалиний, а в ближайшем будущем перейдет на новую операционную структуру, в которой вместо нынешних шести авиационных компаний останется лишь четыре. В начале 2016 г. группа приняла решение о выводе на отечественный рынок второй по величине авиакомпании — «Россия», в состав которой под единым брендом войдут три дочерних предприятия: «Россия», «Донавиа», Orenair, а также часть флота прекратившей операционную деятельность авиакомпании «Трансаэро». Столь крупные изменения в структуре бизнеса «Аэрофлота» не могут пройти в отрыве от соответствующих трансформаций в ИТ-решениях, инфраструктуре и ресурсах компании.

«ИТ-инфраструктура должна удовлетворять потребностям бизнеса, гибко подчиняться и реагировать на внешние а, тем более, внутренние изменения в компании и процессы M&A, — считает Кирилл Богданов, заместитель генерального директора по ИТ компании «Аэрофлот». — Стремительное развитие бизнеса, увеличение самолетного парка и объемов перевозок, а с ними — внедрение и расширение использования в компании новых ИТ-решений и сервисов потребовали увеличения вычислительных мощностей “Аэрофлота” и его дочерних предприятий. Исходя из этого, в 2015 году мы приняли решение об увеличении мощности основного ЦОДа компании путем развертывания нового модульного дата-центра».

До текущего момента «Аэрофлот» располагал двумя собственными ЦОДами: основным ЦОДом, расположенным в здании офисного комплекса в Мелкисарово, а также резервным модульным ЦОДом на территории летного комплекса «Аэрофлот». Последний был реализован в 2013 г. также совместно с компаниями «Техносерв» и HPE.

Основываясь на положительном опыте создания и эксплуатации резервного дата-центра, авиакомпания вновь остановила свой выбор на варианте развертывания модульного ЦОДа, но уже в качестве расширения мощности основного дата-центра. Исполнителем проекта был выбран уже зарекомендовавший себя тандем — HPE и «Техносерв». Предложенное компаниями решение включало в себя продукт «Техносерва» — модульный ЦОД «ИТ-Экипаж» и ИТ-инфраструктуру, спроектированную на оборудовании HPE под задачи «Аэрофлота».

«Проект стал органичным продолжением плодотворного сотрудничества “Аэрофлота”, HPE и “Техносерва”, — отметил Сергей Корнеев, президент компании «Техносерв». — Перед нами стояла серьезная задача — консолидировать ИТ-ресурсы “Аэрофлота” на единой платформе и обеспечить должную надежность инфраструктуры. Кроме того, заказчик выдвинул требования по быстроте развертывания, компактности и эстетичности объекта, так как ЦОД должен был органично войти в существующий ансамбль офисного комплекса “Аэрофлота”».

«Этим проектом мы в очередной раз продемонстрировали наши возможности по построению современных ЦОДов, — заявил Александр Щербина, генеральный директор НРЕ в России. — Во-первых, отмечу сроки выполнения: обычно больше времени требуется даже для того, чтобы оборудовать ЦОД в уже существующем здании, а тут речь шла о постройке ЦОДа практически “в чистом поле”. Во-вторых, идя в ногу со временем и реализуя инновационный подход “ИТ как услуга”:, мы не просто поставили заказчику наши флагманские продукты, но и обеспечили их финансирование. Наконец, подчеркну, что этот ЦОД мы с нашим партнером сдали в лизинг как единый программно-аппаратный комплекс. Думаю, этот проект можно считать образцовым».

Дата-центр был построен и запущен в эксплуатацию специалистами «Техносерва» за 6 месяцев. В объединенном машинном зале ЦОДа общей площадью 175 м2 размещены 78 серверных строек мощностью 10 кВт на каждую, что позволило авиаперевозчику в 2,5 раза увеличить мощность основного ЦОДа компании.

Новый ЦОД построен на базе быстровозводимых модульных конструкций с установленными на заводе-изготовителе инженерными системами. В его состав входят: серверные блоки для установки вычислительного оборудования, инженерные блоки для обеспечения бесперебойной работы активного оборудования, диспетчерский, складской, коридорный и лестнично-лифтовой блоки.

Разработчик российской ОС подвел итоги года
Бизнес

Серверный и инженерный блоки располагаются вертикально — в два яруса. При данной конфигурации основное инженерное оборудование находится на первом ярусе, а вычислительная инфраструктура — на втором. При стыковке серверных блоков образуется единое технологическое помещение для установки активного оборудования. Подобная реализация позволила обеспечить авиакомпании экономию площадей в условиях городской застройки.

Инженерные системы нового модульного ЦОДа «Аэрофлот» рассчитаны на круглосуточную бесперебойную работу. Так, при выборе системы холодоснабжения особое значение уделялось технической эстетике, компактному размещению оборудования и соблюдению комфортных значений шума. Основное оборудование холодоснабжения установлено в трех блоках первого этажа ЦОДа. Снаружи размещены только градирни на кровле. Для охлаждения машинных залов и инженерных блоков применена двухконтурная система чиллер-фанкойл (chiller-fancoil), имеющая четыре независимых луча. Схема резервирования системы охлажденияN+1. При отключении одной единицы оборудования возможно объединение лучей в единую систему, что сохраняет избыточность остальных ее компонент. В состав каждого луча входит накопительный бак, содержащий запас холодоносителя, достаточный для автономной работы более 10 минут. Кроме того, в состав системы входят два дополнительных контура естественного охлаждения. Переход в режим частичного естественного охлаждения производится с t +20 С. При снижении наружной температуры до +11 С ЦОД полностью переходит на естественное охлаждение, рассказали в компании.

Электроснабжение ЦОДа в штатном режиме производится от двух независимых внешних источников электроснабжения и ДГУ как резервного источника питания. Безостановочную работу ЦОДа в моменты переключения между источниками электроснабжения гарантирует система бесперебойного электропитания, зарезервированная по схеме 2N. Время автономной работы ИБП от комплекта аккумуляторных батарей — более 10 минут при полной загрузке ЦОДа. Кроме того, каждая стойка и все ключевые единицы инженерного оборудования обеспечены электроснабжением по двум независимым линиям.

Инженерные системы модульного ЦОДа «ИТ-Экипаж» реализованы с учетом высоких требований к отказоустойчивости. Сбой или вывод в ремонт любой единицы оборудования возможен без снижения производительности системы в целом, заключили в «Техносерве».

Татьяна Короткова