Разделы

Цифровизация Инфраструктура Ритейл Розница

Число терминалов кассового самообслуживания в мире в 2015 г. выросло в 2,4 раза

Согласно данным исследовательского агентства RBR, количество терминалов кассового самообслуживания в мире в 2015 г. выросло в 2,4 раза по сравнению с 2008 г., а к 2020 г. количество установленных терминалов достигнет 335 тыс. Об этом CNews сообщили в компании J’son & Partners Consulting.

Мировой рынок

Наибольшее количество внедрений SCO (self-checkout — англ. кассовая система самообслуживания) ожидается в странах Западной Европы, а также Турции. Основной точкой роста является стремление крупных розничных сетей максимально сократить издержки на фоне замедления прироста выручки от розничных продаж, указали в компании.

Среди мировых тенденций с технологической точки зрения отмечается рост числа аппаратов с поддержкой технологии NFC, которая позволяет совершать платежи за товары и услуги бесконтактным способом, в том числе с помощью различных мобильных устройств.

В 2010 г. впервые были представлены мобильные приложения, позволяющие использовать мобильные телефоны в качестве портативных сканеров, данная технология также находит все более широкое применение в мировой практике, отметили в J’son & Partners Consulting.

Российский рынок

По словам представителей компании, несмотря на то что первое внедрение терминалов кассового самообслуживания в России произошло в 2009 г., в настоящее время российский рынок может быть охарактеризован как зарождающийся. На ближайшие годы основными точками опоры для роста рынка станут крупнейшие торговые сети (такие как Auchan Groupe, «Магнит», X5 Retail Group), которые успешно провели пилотные испытания подобных систем и в настоящее время проводят политику дооснащения старых магазинов самообслуживания, а также будут оснащать вновь открывшиеся магазины SCO-терминалами.

Наибольшее распространение как в России, так и за рубежом терминалы кассового самообслуживания находят в крупных магазинах розничной торговли. Несмотря на текущий низкий уровень проникновения, в России существует достаточная база для реализации такой технологии — так, на начало 2015 г., по оценкам J’son & Partners Consulting, в России насчитывалось более 15 тыс. гипермаркетов и супермаркетов. В России появляются крупные магазины розничной торговли, выходная зона которых полностью укомплектована кассами самообслуживания при отсутствии «традиционных» касс.

Взаимный спрос: как рост медтеха в России формирует приток ИТ-специалистов в отрасль
Маркет

Кроме того, дополнительным плацдармом для роста рынка касс самообслуживания в России могут стать и так называемые магазины «у дома», где такие приборы все чаще находят свое применение, полагают в компании. Как правило, место одной «классической» кассы могут занять 2-3 терминала кассового самообслуживания, что повышает проходимость касс в часы нагрузок. В настоящее время несколько крупных сетей, в ведении которых находятся подобные магазины, осуществляют точечные внедрения терминалов кассового самообслуживания.

Мнение экспертов

Терминалы кассового самообслуживания представляют собой специализированные электронно-механические устройства, позволяющие покупателю самостоятельно производить оплату товара в магазинах розничной торговли.

«Спрос со стороны покупателей розницы на ускорение процесса покупки неумолимо растет, и розничные магазины самообслуживания могут получить реальные преимущества в эффективности и повышении лояльности клиентов, следуя желаниям покупателей. Кассы самообслуживания могут существенно сократить время ожидания в очереди, улучшая пользовательский опыт клиентов и позволяя перенаправить персонал, занятый кассовым обслуживанием, на выполнение других функций», — отметили в J’son & Partners Consulting.

Татьяна Короткова