Разделы

Телеком Проводная связь Маркет

За 2015 г. число пользователей фиксированного ШПД в России выросло на 2%

Компания J’son & Partners Consulting представила краткие итоги исследования российского рынка фиксированного широкополосного доступа (ШПД) среди частных пользователей.

Российский рынок по числу фиксированных пользователей ШПД занимает 1-е место в Европе и 4-е место в мире. Больше фиксированных ШПД-пользователей только в Китае, США и Японии. По проникновению Россия занимает 8-е место среди 10 крупнейших мировых рынков фиксированного ШПД, опережая Китай и Бразилию.

Рынок фиксированного широкополосного доступа в Интернет в России находится в стадии насыщения. Темпы роста рынка продолжают снижаться, и в ближайшей перспективе они не будут превышать 1–2%.

По предварительным оценкам J'son & PartnersConsulting, за 2015 г. число пользователей фиксированного ШПД в России выросло на 2 %, до 30,3 млн пользователей.

Общая абонентская база топ-5 игроков выросла на 490 тыс. абонентов, рост составил 2,5 %. В 2015 г. уверенный рост показали компании «Ростелеком» и МТС – 284 и 147 тыс. абонентов соответственно.

Лидерами рейтинга по-прежнему остаются компании «Ростелеком» и «Эр-Телеком». В 2015 г. в рейтинге операторов ШПД произошли изменения. Компания МТС вышла на третье место по числу абонентов ШПД, сместив компанию «Вымпелком» на четвертую позицию.

Как отмечают в «Эр-Телеком», компании удалось выполнить плановые показатели по выручке и абонентской базе за счет органического роста и сделок M&A. По итогам 2015 г. абонентская база услуги ШПД достигла 2,8 млн. Компания ТТК сообщает, что ее абонентская база росла быстрее рынка – 6 % за 2015 г. Оператор «Акадо Телеком» также комментирует, что, несмотря на демпинг основных игроков, в 2015 г. компании удалось сохранить клиентскую базу ШПД и увеличить долю пользователей комплексных услуг (интернет + цифровое ТВ).

Облегченная миграция с Oracle: как осуществить переход на новую СУБД быстрей и проще
Импортозамещение

Среди основных тенденций российского рынка фиксированного ШПД авторы исследования выделяют рост скоростных тарифных планов (100 Мбит/с и более), рост подключений по оптическим технологиям, в том числе PON, а также рост проникновения устройств с ШПД и их разнообразие (Multiscreen).

За последние 2 года доля пользователей, которые выбрали тарифные планы со скоростью 100 Мбит/с и более, выросла в два раза. Тарифы со скоростью 1 Мбит/с и ниже практически ушли в прошлое, на их долю приходится не более 3 % подключений.

Рост видеосервисов в сети Интернет требует все большей полосы для комфортного пользования услугой ШПД. В связи с этим наблюдается активное распространение оптических технологий при строительстве сетей передачи данных (до квартиры FTTH, здания FTTB и т. д.). По данным J'son & Partners Consulting, в 2015 г. рост абонентов FTTH/B составил 12 %. Технология ADSL продолжает терять позиции. Так, во 2-м квартале 2015 г. знаковым событием стало преобладание «оптических» пользователей над «медными» у компании «Ростелеком», что наглядно показывает устаревание ADSL и постепенный уход данной технологии с российского рынка ШПД.

Кроме того, в России растет разнообразие устройств доступа и продолжается постепенное замещение настольных компьютеров портативными. По оценкам J'son & Partners Consulting, в России в 2015 г. настольными ПК пользовались 53 % семей, ноутбуками – 63 %. Кроме того, за последние три года средняя розничная цена смартфона и планшетного ПК снизилась, даже с учетом повышения цен в 2015 г. Данные устройства стали доступны для людей с практически любым уровнем дохода, и их продажи существенно увеличились. Таким образом, разные члены семьи стали активно использовать ШПД с разных устройств и зачастую одновременно.

Михаил Иванов