Разделы

Цифровизация Бизнес-приложения

Управление бизнес-процессами: описание сменяется контроллингом

Согласно исследованиям компании IDS Scheer, более 80% компаний в ряде западных стран используют в своей практике BPM. Россия в этом плане несколько отстает от Европы, однако уже сейчас замечен положительный тренд. Если раньше под BPM подразумевалось только описание бизнес-процессов, то сейчас интерес смещается в сторону автоматизации и контроллинга их эффективности.

Российский рынок BPM

Как показал опрос участников выставки Docflow 2008, наиболее массовым инструментом для описания бизнес-процессов в России служит MS Visio. Для этих целей часто используются также продукты MS Office - Word, Excel, Power Point.

Опрос выявил отчетливое превосходство графической формы (88%) описания бизнес-процессов над текстовой (54%) или табличной формой (42%). Это связано с тем, что графическая форма описания более удобна для формализации бизнес-процесса и проверки его корректности.

При описании бизнес-процессов важно иметь и соблюдать единую методологию, которая закрепляет основные уровни моделирования, модели, нотации, связи и т.д. Без стандартизации методологии процессного описания модели будут рисоваться специалистами по-разному, что затруднит или сделает невозможным их дальнейшее использование. В этой связи интересным представляется вопрос наличия устоявшейся методики описания.

Системы, используемые в России для описания бизнес-процессов

Источник: IDS Scheer, 2008

По данным исследования, в большинстве случаев процессы рисуются без наличия четкой методологии, то есть многие компании демонстрируют несистемное отношение к описанию бизнес-процессов. И все же 46% компаний используют стандартизованную методологию описания.

Использование устоявшейся методики описания бизнес-процессов в компании

Источник: IDS Scheer, 2008

Для перехода к процессному управлению важно определить потребителей создаваемых моделей, ибо бесцельное описание бизнес-процессов не дает результатов и служит лишь пустой тратой ресурсов и времени. Как показал опрос, в первую очередь описание процессов проводится для внедрения информационных систем (77%).

Цель описания бизнес-процессов

Источник: IDS Scheer, 2008

Вторая по популярности цель описания бизнес-процессов – регламентация деятельности (73%), что свидетельствует о невысокой зрелости бизнес-процессов в российских компаниях (первый-второй уровни зрелости по пятибалльной шкале Gartner). Весьма показательны 65% работ по описанию бизнес-процессов в целях их дальнейшего совершенствования, что говорит об усилении интереса к теме процессного управления.

Отметим низкий процент работ по описанию бизнес-процессов, проводимых с целью сертификации по стандартам ISO. Это связано с тем, что в России к внедрению системы менеджмента качества (СМК) зачастую подходят формально. И очень часто модели процессов, созданные в компаниях под внедрение системы менеджмента качества и сертификацию по ISO, весьма далеки от реальной жизни. Но примеров неформального подхода к СМК и совершенствования процессов, направленного на реальное повышение качества продукции и производительности труда, становится все больше.

Что касается уровня подготовки специалистов в области управления бизнес-процессами, то в этой области наметился кардинальный сдвиг. Почти 70% посетителей Docflow заявляют, что имеют практический опыт в работе с процессами . Несколько лет назад само понятие "бизнес-процессы" для большинства менеджеров было откровением. Появилось много книг и публикаций по тематике BPM, активно работают обучающие центры, увеличивается число реализованных проектов с применением процессного подхода. Можно сказать, что ликбез по BPM в России проведен: безграмотными в этом отношении остаются лишь около 4% менеджеров.

Уровень подготовки персонала в области управления бизнес-процессами

Источник: IDS Scheer, 2008

Если посмотреть на "тонкую структуру" управления бизнес-процессами, то можно сказать, что немало российских компаний от стадии описания процессов уже переходят к их автоматизации и совершенствования. Но большинство пока еще не покончило с первым этапом.

Интересы сотрудников ИТ-компаний к стадиям управления процессами

Источник: IDS Scheer, 2008

И российский спектр интересов "внутри" BPM отличается от европейского: компании в Европе существенно дальше продвинулись в сторону совершенствования и реинжиниринга бизнес-процессов.

Переход к процессному управлению в компании легче выполнить с помощью ИТ-систем, поскольку при автоматизации бизнес-процесс "фиксируется" в системе и становится, фактически, электронным регламентом с встроенными элементами контроля временных отклонений по процессу. Поэтому вполне закономерен существенный интерес со стороны российских компаний к автоматизации бизнес-процессов с использованием систем класса BPMS. Это новая тенденция российского рынка управления бизнес-процессами.

Смещение спектра интересов на российском рынке будет проходить в соответствии с жизненным циклом управления бизнес-процессами: от описания к контроллингу эффективности процессов. Контролинг бизнес-процессов – это последний этап жизненного цикла BPM, и внедрение процессного контроллинга служит признаком того, что процессное управление в компании стало полноценной управленческой системой. В России уже появились примеры внедрения таких систем (и интерес к ним (38%), хоть и ниже, чем в Европе, но далеко не нулевой.

Таким образом, можно отметить, что как европейские, так и российские компании демонстрируют явный тренд в сторону BPM. Большинство отечественных организаций пока ограничиваются описанием бизнес-процессов, но интерес к анализу, совершенствованию и реинжиниригу бизнес-процессов, который доминирует в Европе, уже очевиден. Описание бизнес-процессов в России в большинстве случаев проводится для подготовки к внедрению информационных систем, а также для регламентации и совершенствованию процессов. А ключевым фактором успешности внедрения процессного управления служит поддержка и использование BPM-систем высшим руководством компании.

Андрей Коптелов