Разделы

Телеком Интернет Бизнес Веб-сервисы

Удастся ли раскрутить российский ИТ-маховик?

ИТ-отрасль – одна из самых быстроразвивающихся в России. Тем не менее, наша страна значительно отстает по масштабу использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) от многих стран. Исследование этого вопроса, проведенное Национальным институтом системных исследований проблем предпринимательства, выявляет причины такого положения и предлагает ряд мер по исправлению ситуации

Программы развития ИКТ в России

Заметный рост скорости проникновения ИКТ в России дала стартовавшая в 2002 году федеральная целевая программа "Электронная Россия (2002-2010 годы)". Основными целями программы являются: повышение эффективности функционирования государственного управления за счет внедрения и массового распространения ИКТ, обеспечение прав на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации. Фактически данная программа стимулировала рост государственных расходов на информатизацию органов власти: закупку и модернизацию парка компьютеров и серверов, совершенствование каналов связи, создание web-сайтов, внедрение систем электронного документооборота и систем поддержки принятия решения. По данным Мининформсвязи, уже 93% госорганов имеют собственные сайты, а треть их них предоставляет интерактивные сервисы, например, онлайн-консультации. При этом в России наблюдается интересная ситуация: степень проникновения ИКТ среди населения и бизнеса сейчас ниже, чем у государства. Можно утверждать, что такая тенденция будет продолжаться и в ближайшие несколько лет.

Одной из главных государственных мер по стимулированию востребованности глобальной сети населением является программа создания на всей территории РФ пунктов коллективного доступа (ПКД). В поселениях с населением не менее чем пятьсот человек должен быть создан не менее чем один пункт коллективного доступа к интернету. Реализуемый под брендом "КиберПочт@", проект стартовал в 2001 году. Сегодня ПКД созданы в 87 субъектах Российской Федерации, на всей территории России действует более 10 тыс. пунктов, из них более 4 тыс. - в сельской местности. К концу 2006 г. планируется довести общее количество ПКД до 20 тыс. Таким образом, создается базис для развития заочного дистанционного образования, обеспечивается доступ россиян к справочно-правовым системам. К пунктам коллективного доступа, создаваемым за счет бюджетных средств, относятся также и так называемые "интернет-киоски".

Реализации права граждан на доступ к социально значимой информации способствует и программа "Создание общероссийской сети публичных центров правовой информации на базе общедоступных библиотек" (ПЦПИ), начавшаяся в 1998 году и финансируемая при поддержке программ "Электронная Россия" и "Культура России". Услугами ПЦПИ ежегодно пользуется более миллиона человек. По состоянию на декабрь 2005 года открыто более 3 тыс. центров. В том числе ПЦПИ были открыты в Главном клиническом госпитале Федеральной пограничной службы и в учреждении пенитенциарной системы - Владимирском централе. К настоящему моменту аналогичные центры открыты на базе судов общей юрисдикции, третейских судов, средств массовой информации.

По заявлению Леонида Реймана, в рамках приоритетного национального проекта "Образование" до конца 2007 г. 52940 российских школ и других средних учебных заведений будут подключены к интернету с предоставлением бесплатного доступа сроком на 2 года. Вследствие этого ожидается увеличение доли учащихся, охваченных обучением с использованием информационных технологий с 60 % в 2005 году до 90 % в 2010 году. Также в рамках этого проекта - создание электронных информационно-образовательных ресурсов; развитие, оптимизация и модернизация управления системой федеральных образовательных порталов. В частности, рост количества обращений к образовательным информационным ресурсам, размещенным на федеральных образовательных порталах, на 50% к в 2010 году по отношению к показателям 2005.

В рамках национального проекта "Доступное и комфортное жилье" при подготовке земельных участков под жилищное строительство предполагается подведение к ним современных телекоммуникаций. Фактически это обеспечит возможность широкополосного доступа в интернет в каждом новом строящемся доме.

Российские программы развития ИКТ

Название программы Сроки Количественные показатели
«Электронная Россия» 2002-2010 годы
Создание пунктов коллективного доступа в интернет («КиберПочт@», «Интернет-киоски») С 2001 года К концу 2006 г. планируется довести общее количество ПКД до 20 000
«Создание общероссийской сети публичных центров правовой информации на базе общедоступных библиотек» С 1998 года По состоянию на декабрь 2005 года открыто более 3.000 центров
Подключение школ к интернету с предоставлением бесплатного трафика сроком на 2 года До конца 2007 года 52940 российских школ и других средних учебных заведений
«Создание в РФ технопарков в сфере высоких технологий» Второй этап - до конца 2007 года Создание пилотных технопарков в ИТ-сфере в семи регионах: Московской, Тюменской, Нижегородской, Калужской и Новосибирской областях, а также в Татарстане и Санкт-Петербурге

Источник: CNews Analytics на основе исследований Национального института системных исследований проблем предпринимательства, 2006

Существенной для развития ИКТ в России является государственная программа "Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий". На сегодняшний день предусматривается создание пилотных технопарков в ИТ-сфере в семи регионах: Московской, Тюменской, Нижегородской, Калужской и Новосибирской областях, а также в Татарстане и Санкт-Петербурге. Второй этап программы (2007 год) предполагает завершение строительства и ввод в действие объектов первой очереди создаваемых технопарков, а также размещение первых предприятий на их территории, привлечение значительных зарубежных инвестиций в фонд совместного инвестирования и увеличение количества финансируемых перспективных проектов. Технопарки могут также выступать юридической оболочкой для технологических коллективов. Содействие информатизации представителей бизнес-среды будет проводиться в двух направлениях – качественном, в отношении всех субъектов предпринимательства, и количественном - увеличении пользователей ПК и интернета среди организаций, осуществляющих инфраструктурную поддержку на территории технопарков.