Разделы

Цифровизация Инфраструктура Внедрения

ЦОД для телекома: чего хотят операторы?

Количественный рост абонентской базы и расширение перечня оказываемых телекоммуникационных услуг в условиях консолидированного высоконкурентного рынка требует от операторов связи новых подходов к развитию как сетевой, так и ИТ-инфраструктуры. Так, после завершения консолидации сотового бизнеса перед оператором "Уралсвязьинформ" встала задача создания мощной ИТ-платформы для единой системы биллинга. Реализация проекта была поручена компании BCC.

Два с половиной года назад "Уралсвязьинформ" завершил консолидацию сотового бизнеса, присоединив три дочерних сотовых оператора. Исторически эти операторы использовали в своих регионах различные биллинговые системы. С завершением консолидации встала задача унификации тарифной и маркетинговой политики, что потребовало внедрения централизованного биллинга. Единая автоматизированная система расчетов призвана повысить качество обслуживания абонентов, внедрить единообразные тарифные предложения, обеспечить четкий контроль платежной дисциплины. Учитывая динамичное развитие мобильного бизнеса компании (в декабре 2007 года состоялось подключение 5-миллионного абонента сотовой связи, и рост абонентской базы продолжается), ИТ-службам необходимо было решить несколько задач. В первую очередь – определиться с поставщиком автоматизированной системы расчетов, а также создать мощности для хранения и обработки данных для функционирования биллинга.

"Уралсвязьинформ" — универсальный оператор телекоммуникационных услуг Уральского региона (Уральский федеральный округ и Пермский край). В настоящее время компания обслуживает 3,7 млн абонентов фиксированной связи, 5 млн абонентов сотовой связи стандарта GSM и более 300 тыс пользователей широкополосного доступа в интернет.

После изучения различных вариантов базой для централизованного биллинга была выбрана автоматизированная система расчетов PETER-SERVICE BIS. Эта известная в России билинговая система разработана в Санкт-Петербурге компанией "Петер-Сервис" и установлена у многих крупных отечественных операторов связи. PETER-SERVICE BIS обеспечивает весь цикл функций, связанных с текущим обслуживанием клиентов - денежный контроль, работу с платежами, условное кредитование, выпуск ежемесячных и внеочередных консолидированных счетов и контроль их доставки, изменение набора услуг, маркетинговые кампании и др.

Мощности существующих к началу реализации проекта в "Уралсвязьинформ" центров обработки данных уже были практически полностью задействованы под другие задачи. Поэтому в план развития было включено создание в 2007 году в Екатеринбурге нового мощного ЦОДа, на базе которого планировалось развернуть ИТ-платформу для функционирования централизованной АСР, а также ряда других приложений.

К моменту запуска проекта в конце 2006 года специалистами компании "Петер-Сервис" совместно с ИТ-службой "Уралсвязьинформ" были определены требования к аппаратной части платформы, предназначенной для функционирования биллинговой системы. Оценки требований к оборудованию были сделаны исходя из планируемого числа 6 млн абонентов GSM, а также необходимости обслуживания и тарификации большого объема новых мобильных сервисов. Кроме собственно вычислительных мощностей, для биллинговой системы требовалась высоконадежная система хранения данных с высокой производительностью. Данные по биллингу миллионов абонентов необходимо было надежно хранить и по запросам приложений предоставлять в подсистему серверов для обработки в соответствии с тарифными планами, наборам услуг и т.д. Одновременно требовалось обеспечить новый ЦОД мощными каналами передачи данных и интегрировать его с двумя существующими ЦОДами в единую вычислительную инфраструктуру.

Исполнителем работ по проекту создания вычислительной подсистемы была выбрана компания BCC, имеющая большой опыт в создании крупных специализированных ЦОДов, в том числе в телекоммуникационном секторе. Согласно техническому заданию, в состав вычислительного комплекса вошли подсистема серверов обработки данных, хранения данных, управления и мониторинга и сетевая подсистема.

BCC - российская компания, реализующая масштабные проекты в сфере информационно-коммуникационных технологий и инжиниринга. В 2007 году объем продаж компании превысил 200 млн долл. (более 50% роста к 2006 году). Общая численность сотрудников превышает 800 человек, офисы BCC находятся в Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре, Екатеринбурге и Новосибирске.

В архитектуре решения PETER-SERVICE BIS используется СУБД Oracle для обработки запросов АСР по базе данных абонентов. Учитывая объем базы данных, на серверы СУБД Oracle ложится основная вычислительная нагрузка. Кроме серверов баз данных Oracle, для работы АСР PETER-SERVICE BIS в составе группы продуктивных серверов используются более 15 дополнительных высокопроизводительных серверов.

Учитывая, что важнейшим фактором успешности бизнеса для "Уралсвязьинформ" как лидирующего регионального оператора мобильной связи, является адаптивность к быстро меняющимся условиям современного рынка, основу адаптивной вычислительной системы АСР было принято решение реализовать на серверном оборудовании Hewlett-Packard. Дополнительным аргументом "за" послужило портирование решений АСР PETER-SERVICE BIS на 64-разрядную аппаратную платформу HP Integrity, которое было сделано компанией "Петер-Сервис" в 2007 году. Такое портирование уже показало свою успешность у целого ряда крупных операторов, включая проект в ЗАО "Мобиком-Кавказ". Наличие у компании BCC высокого партнерского статуса HP Preferred Partner в специализации Data Center Solution Specialist" послужило еще одним важным доводом в пользу такого решения. Такой статус означает специализацию партнера в области построения центров обработки данных высокой надежности, обеспечивающих поддержку критичных для бизнеса приложений.

Сергей Голицын, T1: 70% компаний, применяющих ИИ, подтверждают положительный эффект
Цифровизация

В качестве основного сервера СУБД было решено использовать HP Integrity Superdome. Отказоустойчивость установленной на нем СУБД реализуется с использованием механизма DATA GUARD, встроенного в Oracle. В качестве критериев выбора учитывалось, что 64-разрядная процессорная платформа HP Integrity Superdome обладает рекордной производительностью и де-факто является стандартом вычислительных решений для телекоммуникационной отрасли. Возможность расширения до 128 процессоров Intel Itanium 2 в сочетании с высоконадежным коммерческим UNIX от компании HP обеспечивают реализацию высоких требований к уровню надежности, производительности и масштабируемости этих серверов. Для "Уралсвязьинформ" это являлось важной гарантией того, что решение будет работать при значительном росте требований со стороны бизнеса. Гибкость конфигурации Superdome и возможности создания программных/аппаратных разделов, широкие возможности модернизации и простота технического обслуживания обеспечивают низкую стоимость владения, и, как следствие, защиту инвестиций в оборудование.

По результатам проектирования в состав группы серверов обработки данных вошли более 20 высокопроизводительных серверов HP, включая два hi-end сервера HP Integrity Superdome, выполняющих роль основного и резервного для СУБД Oracle. В состав подсистемы серверов обработки данных вошли HP Integrity rx8640, rx7640, rx6600, rx3600, предназначенные для целей мониторинга баланса, управления оборудованием, тарификации, приложений RSS и целого ряда других задач, требующихся для работы АСР PETER-SERVICE BIS.

Для выполнения требования по восстановлению АСР PETER-SERVICE BIS в течение 1 часа при возможном сбое продуктивного сервера СУБД Oracle в архитектуре решения был предусмотрен резервный сервер. Этот сервер содержит копию продуктивной базы данных. Поддержание копий в актуальном состоянии осуществляется средствами Oracle с помощью механизма Data Guard.

Схема организации резервного сервера СУБД Oracle для работы АСР PETER-SERVICE BIS

Для мониторинга работы оборудования и программного обеспечения, локализации и устранения возможных сбоев в решении используется кластерное решение HP Serviceguard.