Разделы

Телеком Цифровизация Инфраструктура

Трудный путь к конвергенции: экономические аспекты

Сейчас уже нет никаких сомнений в том, что основной путь развития телекоммуникаций — это узкая полоска между традиционной и IP-телефонией — так называемые конвергентные сети. Под этим термином подразумевается способность центрального процессора (или группы территориально распределенных процессоров) системы коммутировать различные виды информационных потоков. Из такого будущего единства следуют несколько серьезных проблем, над решением которых уже сейчас надо задуматься руководителям предприятий, стремящихся идти в ногу со временем.

Сегодня уже практически никто не сомневается в постепенном «закате» традиционной телефонии. Согласно данным отчета консалтинговой компании Frost & Sullivan, в этом году продажи IP-АТС впервые превысят продажи традиционных офисных АТС. Рост популярности IP-систем (особенно в корпоративном секторе и правительственных учреждениях) совпал с падением объема продаж традиционных АТС (на 13% в 2003 году).

Перемены активно стучатся в дверь

Администратор компьютерной сети и начальник связи предприятия сливаются в одного суперпрофессионала — это, во-первых. Причем зарплата такого сотрудника, скорее всего, превысит сумму зарплат нынешних специалистов. Можно, конечно, научить связиста основам пакетной коммутации, а сисадмина — программировать АТС. Однако пока не совсем понятно, кто и за какие деньги будет учить, ведь у компаний-поставщиков решений проблемы те же.

Во-вторых, компьютер и телефон на рабочем месте должны быть преобразованы в единый комплекс (скорее всего, все-таки на базе компьютера), а это уже затрагивает принципы организации работы практически всех сотрудников компании — от президента и генерального директора, до кладовщика и водителя. В этом случае просто курсами не обойдешься.

Александр Новиков: Технические преимущества новых решений неоспоримы

Александр Новиков
Конвергентные решения, общую ситуацию и тенденции развития рынка в России для CNews.ru комментирует Александр Новиков, генеральный директор компании «АПТ-телеком».

Александр Новиков: Наша каждодневная практика показывает, что по-прежнему наибольшим спросом пользуются традиционные решения, реализованные на платформе Avaya Definity. Однако знакомство с новыми продуктами — программным обеспечением Avaya Communication Manager и медиа-серверами в качестве новой конвергентной платформы — нас приятно удивило. Давно в телефонии не было чего-то принципиально нового по приемлемой цене. К тому же, круг потребителей этих продуктов настолько широк (благодаря четко разработанной программе по защите инвестиций, это практически все существующие в стране пользователи Definity), что мы начали специальную маркетинговую программу для продвижения конвергентных решений компании Avaya на российский рынок. Задачи, которые мы при этом ставим, — это наиболее полное, качественное, и в то же время доступное информирование наших клиентов о свойствах, новизне и преимуществах решений на базе медиа-серверов компании Avaya. Целевая аудитория — это, в первую очередь, начальники ИТ-отделов и отделов связи крупных и средних предприятий, так как на базе новой платформы можно строить территориально распределенные сети практически любого масштаба.

Технические преимущества новых решений неоспоримы, а некоторое увеличение стоимости порта телефонного (конвергентного) коммутатора с лихвой компенсируется экономией на каналообразующем оборудовании, трафике и кабельной системе.

Очень привлекательными наши предложения являются и для операторов связи — по нашим оценкам, узел на базе медиа-сервера S8700 стоит в 2-3 раза дешевле существующих на рынке аналогов.

В рамках этой маркетинговой программы мы также приобрели медиа-сервер S8700 в качестве демо-оборудования.

Результаты не заставили себя долго ждать. «АПТ Телеком» стал первой компанией, которая продала на российском рынке медиа-сервер S8500 в качестве ядра системы связи шестиэтажного здания. На стадии подписания находятся договора с двумя московскими операторами связи.

CNews.ru: Спасибо.


Третий и, может быть, самый важный вопрос — куда девать существующую компьютерную и телефонную сеть? Ведь буквально 2-3 года назад поставщики оборудования (сетевого и телефонного) убеждали клиентов (и себя) в том, что предлагаемый ими продукт (маршрутизатор, АТС или и то и другое вместе) является самым лучшим и современным. Оно сохранит инвестиции на много лет вперед и единственное, что придется время от времени делать, — следить за современностью версии того или иного софта. А тучи сгущались уже тогда.

Получается, что через 3-4 года, если к тому времени ваша сеть не станет конвергентной, вы прослывете ретроградом и тормозом прогресса.

Решения есть

В сложившихся рыночных условиях вендоры представляют свои конвергентные решения и сценарии перехода к IP-сетям. Эволюционный подход к переходу на IP предлагает компания Alcatel, которая пытается постепенно интегрировать функции IP-телефонии в традиционные УАТС (PBX). В результате получаются гибридные решения IP-PBX, которые поддерживают лучшие характеристики обеих технологий. С одной стороны — это высокая надежность традиционных УАТС (PBX) при сохранении множества установленных традиционных телефонов; с другой — это новые функции IP-телефонии в объеме, который зависит от конкретного — полного или частичного — уровня интеграции IP-технологий в решение, установленное у заказчика. Благодаря этому последнему удается сохранить инвестиции, вложенные в традиционные телефонные сети, и получить преимущества от использования новых IP-технологий. В качестве примера можно привести гибридную IP-платформу Alcatel OmniPCX, анонсированную в феврале прошлого года.

В ситуации, когда рынок склоняется в сторону гибридных решений, производители, еще недавно делавшие ставку на «чистые» IP-решения, корректируют свою стратегию. Так, компания 3Com, производитель оборудования для передачи голоса и данных, недавно выпустила такой продукт, как 3Com VCX IP Telephony Solution. Он обеспечивает возможность масштабирования в пределах крупных, территориально разделенных или распределенных сетей благодаря централизованной модульной архитектуре, решающей задачу управления и поддержки работоспособности сети. Технология VCX интегрируется с унаследованными инфраструктурами и, по замыслу разработчиков, призвана избежать дорогостоящего подхода и обеспечить плавный переход к телефонным сетям, полностью основанным на IP.

Напомним, что гибридные IP-решения появились на рынке довольно давно. Концерн Siemens, например, 3 года назад продемонстрировал интегрированное решение InterXpress 2110 (IX2110), ориентированное на провайдеров IP-телефонии и крупные предприятия. Одним из элементов линейки IX2110 являлся ViperNet — устройство для построения виртуальных частных сетей офисных АТС, подключаемое к шлюзам IP-телефонии. Таким образом, ViperNet обеспечивает использование возможностей традиционных УАТС для передачи голоса и данных через частные IP-сети. С тех пор немецкий концерн предложил немало новых решений. В частности, на ганноверской выставке информационных технологий CeBIT в этом году — конвергентную АТС HiPath 8000 и построенный на базе этой платформы call-центр ProCenter Agile.

На той же выставке компания Nortel Networks анонсировала следующее поколение мультимедийных платформ для совместной работы удаленных пользователей — Multimedia Communications Server 5100 v.2. MCS 5100 взаимодействует с любыми телефонными станциями Nortel (TDM- и IP-архитектуры) и обслуживает в удаленном режиме корпоративных пользователей VoIP вне зависимости от их местонахождения и используемых ими терминалов (H.323 или SIP).

Корпорация Intel, в свою очередь, производит медиа-шлюзы, которые можно использовать для подключения к традиционным УАТС (PBX) ведущих производителей — Avaya, Nortel, Mitel и др. В частности, эти решения позволяют соединять офисы компаний, в каждом из которых установлена традиционная телефонная станция, либо соединять через IP «старые» PBX с «новыми» IP-PBX.

Сегодня трудно найти производителя телефонных станций, который не думал бы об интеграции с IP. Периферийная карта VIP «голос поверх IP», встроенная в офисные АТС серии iDCS корпорации Samsung, дает возможность организовать передачу голосового трафика через интернет до 16 каналов на карту одновременно. Карта содержит собственный процессор и ПО, так что работает самостоятельно, не отрывая ресурсов у ЦП. Система поддерживает протокол H.323 и кодеки G.723 (4-6 кб/сек.) и G.729 (8 кб/сек.) с подавлением пауз и эхо. Карта обеспечивает также контроль качества передачи голоса, то есть поддерживает QoS (Quality of Service) на заданном уровне.

Олег Пашинин, «Философия.ИТ» — Как в «Росатоме» импортозаместили западную СЭД
Импортонезависимость

Интересные решения, связанные с плавным (но неотвратимым) переходом к конвергенции предложила американская компания Avaya1. Заранее скажем, что в 2003 году компания, благодаря техническому и маркетинговому расчету, вышла на первое место в мире по количеству проданных IP-портов.

В 2003 году Avaya выпустила на рынок семейство медиа-серверов (AVAYA Media-Servers), отличающихся размерами и степенью конвергентности. Одновременно с этим была снята с производства старшая модель семейства Definity — G3r, рассчитанная на крупных (свыше 2000 портов) потребителей. На данный момент новое семейство представлено моделями S8100, S8300, S8500, S8700 Multi-Connect и S8700 IP-Connect.

Основной идеологией этих продуктов является совместимость. То есть все желающие приобщиться к конвергентным решениям могут использовать практически все купленное до сих пор оборудование и ПО Avaya (периферийные и сервисные платы, компьютерно-телефонные опции, лицензии, телефонные аппараты и даже, при большом желании, кабинеты). Предусмотрены также достаточно безболезненные процедуры миграции (переход с платформы Definity на медиа-сервер) и слияния (сеть из АТС Definity преобразуется в единый комплекс под управлением медиа-сервера в качестве внешнего процессора, старые Definity становятся кабинетами новой, территориально распределенной сети). Важным фактом является и то, что и традиционная Definity, и новые медиа-серверы работают под управлением одного и того же ПО — AVAYA Communication Manager.

Наиболее интересными с точки зрения архитектуры представляются серверы S8500 и S8700 IP-Connect. По количеству портов они примерно повторяют модели Definity Si и G3r. Увеличено количество транковых портов (в 2 раза по сравнению с аналогичными моделями) и установлен новый, более мощный процессор. Модель S8700 (и IP-Connect, и Multi-Connect) предполагает использование дуплицированного управляющего комплекса во всех установках.

Марина Яловега, «Группа Астра»: Соискателям интересны амбициозные ИТ-проекты, значимые для страны
Цифровизация

Основная же новизна заключена в расширении TDM-шины. Говоря простым языком, если раньше кабинеты системы были связаны TDM-кабелем или оптоволокном, то теперь в качестве такого соединения выступает IP-сеть (существующая или вновь создаваемая). Для этого в каждом кабинете (или стеке из 2-5 кабинетов) устанавливаются кодек преобразования «голос-IP-голос» на 64 канала и сетевая карта. Раньше (в Definity) кодек и сетевая карта использовались только для организации IP-шлюза, сейчас они стали неотъемлемой частью внутренней архитектуры нового (конвергентного) коммутатора. Программное же обеспечение не делает разницы между типом устанавливаемых абонентских телефонов (аналоговый, цифровой, IP HardPhone или IP SoftPhone) или соединительных линий (традиционные или IP-транки).

Конечно, пара «кодек + сетевая карта» — удовольствие не из дешевых, но кто обещал, что будет легко? К тому же, появляется возможность сэкономить: не нужны платы цифровых телефонов (включаем только IP-абонентов), а один порт СКС (которых теперь требуется в 2 раза меньше) по-прежнему стоит не меньше $50. Таким образом, если клиенту требуется достаточно большое количество цифровых портов (около 100), можно еще и выиграть.

Что же получает клиент, установивший у себя сервер S8500/S8700 или пересаживающийся на него с Definity? Во-первых, возможность подключать любых абонентов, не задумываясь об их типе и местонахождении. Во-вторых, возможность выбора типов соединительных линий в зависимости от стоимости трафика и каналообразующего оборудования. В-третьих, он получает новые возможности для построения корпоративной сети. Раньше телефонная сеть была именно сетью, в узлах которой находились независимые АТС, что практически исключало (по соображениям стоимости) возможность использования общих сервисов. Появление медиа-серверов позволяет строить собственную сеть на базе единой АТС, кабинеты которой могут находиться в разных городах и даже в разных странах. При этом администратор ЛВС по-прежнему занимается развитием сети и улучшением транспорта, а телефонисты программируют АТС.

Но не будем себя обманывать — современная цифровая АТС с установленным в ней IP-шлюзом тоже с полным правом может считаться конвергентной. (Правда, архитектура медиа-серверов с пакетной коммутацией между кабинетами смотрится более привлекательно.)

Виталий Солонин / CNews.ru


1На рынке традиционной телефонии Avaya известна как производитель семейства телефонных станций Definity. Это достаточно широко распространенная платформа, выпуск которой начат в 1985 году. Многолетние (по меркам рынка информационных технологий) традиции работы позволяют рассчитывать на то, что путь, по которому пошла Avaya, перспективный, если не единственно возможный. По крайней мере, он решает проблему № 3 — куда без ущерба для себя и своих клиентов девать ранее приобретенные железо и софт.