Разделы

Цифровизация Бизнес-приложения

«Три толстяка» СУБД оккупировали рынок пожизненно

Более 80% рынка СУБД в течение долгих лет контролируется тремя гигантами – IBM, Oracle и Microsoft. Причем, существенное перераспределение долей рынка в обозримом будущем не предвидится. Поэтому реальное увеличение доходов возможно только за счет роста спроса на данную продукцию.

За последние десять лет рынок СУБД выбился в лидеры среди других отраслей софтверного бизнеса. Такой взлет обусловлен огромной потребностью в данной технологии коммерческих и правительственных структур.

Место под солнцем

В настоящее время самыми распространенными СУБД являются реляционные. Доля рынка реляционных баз данных составляет порядка 80% от всего рынка. Для отражения общей тенденции рынка и активности отдельных компаний целесообразно использовать долю продаж РСУБД на мировом рынке.

На 2001 год доля каждого из трех гигантов – IBM, Oracle и Microsoft, - на мировом рынке реляционных СУБД, по данным Gartner Dataquest, выглядила следующим образом: на первом месте Oracle с долей в 39,8% , на втором - IBM c 34,1% и на третьем, соответственно, Microsoft c 14,4% . Oracle сохранила лидирующую позицию несмотря на поглощение компанией IBM в 2001 году компании Informix, долю которой составляла по-рядка 3% продаж. Oracle имела подавляющее преимущество в продажах СУБД для Unix платформ - более 60%, но потеряла лидерство в продажах систем для платформы Windows, уступив место Microsoft, доля которой увеличилась с 35,4% до 39,9% .

В 2002 году положительную динамику роста на рынке реляционных СУБД показывала лишь Microsoft. Лидером продаж стала IBM, на долю которой приходилось 37% всего рынка. Несмотря на спад популярности некоторых продуктов, рост был обусловлен продажами DB2 для zSeries. На долю Oracle приходилось 33,9% рынка, при этом в секторе Unix-платформ компания удерживала первую позицию – 44%. Microsoft имела свои 18% рынка РСУБД, но при этом рост продаж ее продуктов составил 17%, для сравнения, продажи Oracle за тот же промежуток времени сократились на 20%. Общая тенденция рынка 2002 года не самая лучшая, продажа реляционных СУБД уменьшилась на 6% и составила $6,6 млрд..

Доля крупнейших производителей СУБД, %

Доля крупнейших производителей СУБД,%

Источник: Gartner Dataquest

В 2003 году IBM потеряла небольшую долю рынка и ее собственная доля составила 35,5%, включая доходы от Informix Products. Доля Microsoft снова выросла и составила в 2003 год 18,7%. Для Oracle год закончился не лучшим образом, ее доля рынка составила 32,4%. Тенденция роста активности Microsoft снова налицо.

В 2004 году общий рисунок развития данного рынка сохранился. IBM снова потеряла часть клиентов, ее доля составила 34,1% рынка реляционных СУБД, что на 1,4% ниже соответствующего показателя предыдущего года. Снова выросла доля Microsoft, теперь она составила 20% рынка. Вернула себе 1,3% рынка компания Oracle и ее доля составила 33,7%.

Разработчик российской ОС подвел итоги года
Бизнес

Таким образом, разделение рынка баз данных среди лидеров данной сферы по сравнению с 2000 годом не сильно изменилось. Для сравнения: в 2000 году Oracle имела 34,0% рынка, в 2004 - 33,7%, IBM имела 30%, через четыре года - 34,1% , Microsoft увеличила свою долю с 15% до 20%.

Особенности национальной СУБД в России

В России, в отличие от Запада, рынок СУБД пока ещё не настолько насыщен, чтобы говорить о жесткой конкуренции крупных поставщиков решений. К тому же у нас есть некоторые свои особенности. В частности большое распространение получила контрафактная продукция. Малый бизнес, а иногда и средние предприятия, предпочитают иметь дело с более дешевым пиратским программным обеспечением.

В тренде мультиоблако — изучаем плюсы и минусы
Облака

Несмотря на это рынок СУБД в России растет быстрее, чем в остальных странах мира. По оценкам компании IDC рост рынка СУБД в России в 2003 году составил 18%, а объем этого рынка в том же году - $51,5 млн.. В 2004 году объем вырос до $65 млн..

Если говорить о лидере, то им в России безусловно является Oracle, доля которой составляет примерно 51% всего рынка и около 70% всех крупных компаний страны. Показатели всех остальных компаний выглядят намного скромнее.