Разделы

Цифровизация Бизнес-приложения

«Сколково» — универсальный научный хаб

В конце ноябре ИТ-кластер фонда «Сколково» обновил свой форсайт: теперь самыми «горячими» темами здесь считаются интеллектуальная робототехника, интернет вещей, компьютерная графика и геймификация. У молодых российских компаний есть потенциал в этих областях, а «Сколково» — привлекательный хаб для R’n’D-центров, авторитетно заявляет директор по науке ИТ-кластера Николай Суетин.

CNews: Как формируется форсайт ИТ-кластера?

Николай Суетин: Мы регулярно обновляем наш форсайт, поскольку информационные технологии — динамично развивающаяся отрасль. Некоторые технологии становятся зрелыми, и их использование уже не несет серьезных научно-технических рисков, они могут развиваться дальше как бизнес-проекты, которым не требуется поддержка «Сколково». В то же время, появляются новые технологии, которых раньше не было или которые существовали только на стадии научных исследований, а теперь могут стать основой появления новых сегментов рынка.

Для того чтобы постоянно обновлять наши приоритетные направления, мы активно взаимодействуем с бизнесом, с Академией наук и с университетами, постоянно отслеживая изменения, происходящие в сфере перспективных исследований. Используя полученную таким образом информацию, мы исключаем из форсайта те направления, которые достигли зрелости, стали общедоступными, и их место занимают перспективные, но еще недостаточно развитые или совсем новые, которые требуют нашей поддержки. В качестве примера, раньше одним направлений форсайта числились «информационные технологии в образовании», однако сейчас, по нашему мнению, больших научно-технических рисков это направление не несет, поэтому мы исключили его из форсайта. Но это не значит, что оно окончательно исчезло с повестки дня. Нет, оно может возникнуть снова, но уже в связи с развитием другой, актуальной технологии, например, «дополненной реальности». У этого направления может быть тысяча применений, и в частности, образование. Но для нас, прежде всего, важна именно основная разработка — дополненная реальность.

Как уже отмечалось, Форсайт кластера формируется в результате анализа существующих на рынке трендов, анализа проблем индустрии. Для этого ИТ-кластер использует экосистемные возможности «Сколково»: консультативный научный совет Сколково, состоящий из мировых научных лидеров; ключевых партнеров, среди которых практически все мировые лидеры индустрии, Сколковский технологический университет (Сколтех). С нашими компаниями-партнерами мы обсуждаем, что их интересует больше всего, какие проблемы они определяют для себя как ключевые. Многие индустрии даже публикуют список технологий, которые будут в ближайшее время ими востребованы: такова международная практика.

Внося изменения в форсайт, мы стараемся найти растущие сегменты рынка и связанные с ними технические проблемы. И одновременно мы должны быть уверены, что в России есть потенциал, что возникнут компании, которые смогут решить эти проблемы. Мы хотим видеть приток молодых компаний, которые развивают технологии, находятся в самом начале кривой Gartner’а, на подъеме. Пытаться сделать что-то, что потребует совершенно фантастических ресурсов, на ровном месте, когда нет никаких шансов возникновения российских лидеров международного уровня, на наш взгляд, бессмысленно.

Задача «Сколково» — искать и поддерживать проекты, которые нацелены на создание инновационных продуктов или сервисов, основанных на новых научно-технических разработках и именно благодаря этому имеющих серьезные конкурентные преимущества на рынке. Сейчас в России появляются активные и хорошо зарабатывающие бизнесы, которые берут западный аналог и переносят на российский рынок: например, разного рода интернет-сервисы. Это хороший бизнес, но никакой научно-технической инновации здесь нет. Такие проекты мы не поддерживаем. Этим мы отличаемся от других институтов развития, которые поддерживают, в первую очередь, бизнес-проекты. Мы, будучи центром исследований и коммерциализации, рассчитываем найти проекты, предлагающие принципиально новые технические, технологические и архитектурные решения, и на их основе наши резиденты создадут новый продукт. Мы стараемся поддерживать открытые проекты, ориентированные на российский и международный рынки.

CNews: Расскажите, пожалуйста, о новых направлениях форсайта.

Николай Суетин: У нас появилось три новых направления, и первое из них по значимости — это интеллектуальная робототехника и автономно движущиеся устройства. После того, как Google продемонстрировал свой Google Car, на эту тему начался настоящий бум. Но на самом деле, тема была актуальна и раньше, а рынок огромен: дроны, автоматизация производства, промышленные роботы. Здесь задействован искусственный интеллект, системы трехмерного зрения, системы принятия решений, технологии ориентация в пространстве, создание трехмерных образов — в общем, огромный математический аппарат. В робототехнике сконцентрированы проблемы, которые решаются разными отраслями науки: здесь требуется соответствующая электроника, которая бы потребляла мало энергии, прецизионная механика, новые системы коммуникаций.

Николай Суетин: Нашим компаниям нужно скорее бизнес-, а не научное менторство

Второе направление более широко называется интернет вещей, а это больше, чем просто носимые устройства. Очень много как инженерных, так и технологических вопросов предстоит решить: как сделать батарею, например, вашего смартфона, более емкой, какую электронику и какие программы использовать, сколько они потребляют энергии и как коммуницируют с базовыми станциями, возможно ли снизить энергопотребление на Wi-Fi и Bluetooth. Мы совсем недавно проводили конкурс More than Moore, и там было очень много интересных проектов, в том числе и по сенсорам и видеообработке. Когда любой девайс, начиная с холодильника и заканчивая кофеваркой, будет иметь собственный процессор, энергопотребление приобретет принципиальное значение, и потребуется еще более простая и энергоэффективная архитектура решений. Кроме того, возрастет количество сенсоров: если раньше казалось чудом, когда вы поворачивали устройство, и изображение на экране тоже поворачивалось, то теперь сенсоры говорят, на каком этаже вы находитесь, с какой скоростью двигаетесь, сколько шагов сделали, какова освещенность пространства вокруг вас. Устройства должны становится все легче и легче, потреблять меньше энергии и быть совместимыми между собой. Это очень сложная и комплексная задача.

Третье направление, которое мы выделили, может показаться, не столь «наукоемким», как два предыдущих. Это новые разработки компьютерной графики и геймификация. По разным данным, 85-90% информации мы получаем через зрительные рецепторы. Визуальное восприятие и взаимодействие с устройствами — наиболее быстрое и эффективное с точки зрения передачи существенных объемов информации. Поэтому создание образов, создание дополненной реальности, разработка интерфейсов взаимодействия через зрительные образы, чтобы зрительно информацию воспринимал не только человек, но и компьютер.

Сегодня создание любой игры или фильма — это на 90% компьютерная графика, и иногда месяцы уходят на то, чтобы сделать какую-то хорошую сцену. Это ставит перед разработчиками задачу создания простых алгоритмов и реалистичных образов с помощью компьютерной графики, и для ее решения потребуется мощные как программные, так и аппаратные разработки. То же самое с разработками игр: казалось бы, игра — это что-то простое, но при этом необходимо, чтобы все объекты в игре двигались реалистично. А значит, требуется решить много чисто инженерных задач. Например, разработчик должен знать, какой занос у машины, которая двигается с определенной скоростью, потому что если в игре она повернет слишком круто, это будет выглядеть нереалистично. Или машину сталкивается с барьером, и разработчику нужно понять, как она промнется. При разработке игр фактически происходит сложнейший инженерный анализ. Такое практическое использование последних достижений науки и техники на консьюмерском рынке — очень интересный, на мой взгляд, современный тренд.

CNews: Какие научные вызовы кроются в этих трех направлениях?

Николай Суетин: Если говорить о роботехнике, то это разработка быстрого компьютерного зрения, технологий создания полноценных образов окружающей действительности, разработка стратегии принятия решений, искусственный интеллект. Это обязательно увеличение скорости обработки информации: почему, например, Google Car пока не может двигаться с большей скоростью или в потоке машин? Поток информации, которую он получает с камер, так велик, что машина не успевает его обрабатывать. Это значит, что необходимо создать программу, которая сумеет этот поток обработать с нужной скоростью. Есть роботы, которым нужно преодолевать препятствия, двигаться по пересеченной местности, работать в завалах, например. И здесь нужна очень сложная механика, которая соединена с очень сложным программным обеспечением. Кроме того, разработчикам предстоит решить проблему не только поведения отдельного робототехнического объекта, но и взаимодействия многих объектов между собой. Представьте, что у вас не один робот, а целая система из различных роботов, в том числе автономных. Например, на одном складе движутся десятки, а то и сотни робототехнических систем, и они не должны сталкиваться, они должны уметь передавать груз от одного к другому, а значит, их создателям нужно решить вот эти сложные проблемы, которые я уже перечислил.

Проблема, которую, скорее всего, в ближайшее время придется решать разработчикам носимой электроники — это протоколы энергоэффективной передачи информации, создание новых сенсоров, более «легких» процессоров. Может быть, придется решать задачу создания новых интерфейсов взаимодействия: у этих устройств зачастую нет клавиатуры, а пользователь должен быть в состоянии их каким-то образом программировать и перепрограммировать. Скорее всего, нужны технологии распознавания голоса или беспроводные системы управления.

В том, что касается компьютерной графики, самое сложное — это обработка и создание реалистичного изображения. Вот от окна падает свет, и вы должны понять, какими будут тени, как свет отразится от стены, какими будут блики, отражения. На этой технологии основано все современное кино. Создать реалистичную сцену безумно сложно: в кино до сих пор снимают актеров, потому что воспроизвести поведение, мимику, последовательность движений глаз и головы оказалось очень сложной не только вычислительной, но и биометрической задачей.

CNews: Как сегодня организовано научное менторство в кластере?

Дмитрий Шулинин, UserGate: Выиграли те, кто полагался на SIEM собственной разработки
Безопасность

Николай Суетин: Нашим компаниям нужно скорее бизнес-, а не научное менторство. Если мы посмотрим, откуда к нам приходят компании, то увидим, что существенная часть приходит из научно-технической среды. Например, аспирант заканчивает аспирантуру и понимает, что заработать на достойную жизнь в Академии наук он не сможет. У него есть шанс или уехать и заниматься тем же самым за рубежом, или уйти из специальности, или сделать собственную компанию и реализовать то, что он разрабатывал в университете в виде бизнеса. Последнее — это наш случай и, по-моему, вполне разумное решение. Если то, что человек делал в науке кому-то нужно, и разработчик хочет продолжать заниматься тем, что он делал и дальше, но его не устраивают рамки университета или института, то он может пронять решение создать собственную компанию. Как правило, у этих людей нет ни бизнес-опыта, ни опыта взаимодействия с клиентом, ни опыта защиты интеллектуальной собственности, — то есть, всего того, что касается реального бизнеса. И вот тут-то им и нужны менторы, которые объяснят, на что нужно обратить внимание, как надо разговаривать с инвесторами, как надо разговаривать с заказчиками. Это и есть бизнес-менторинг.

А есть и команды, которые пришли из бизнеса, и они нам очень нравятся. У нас есть компании, которые говорят: «Мы на рынке, мы плотно работаем с клиентами, и знаем, что будет востребовано завтра и даже послезавтра. Но для того чтобы создать новый продукт, который будет востребован рынком, нам нужна новая разработка, а для этой новой разработки нам необходимы научно-технические решения, о которых мы просто не знаем». Кто бы мог им подсказать, как это правильно сделать? Вот для этого в кластере как раз и есть научно-технические менторы, и они, по крайней мере, дадут правильный контакт, скажут, где посмотреть, может быть, помогут найти специалиста среди своих студентов, аспирантов или бывших выпускников.

Есть и еще одно направление менторства: когда продукт уже присутствует на российском рынке, и команда стремится выйти на международный уровень. Таким компаниям тоже требуется бизнес-менторство. В этом случае от ментора требуются очень специфические компетенции: например, знать особенности выхода на специфические рынки Китая или Индии.

CNews: Есть ли сейчас на российском рынке проекты, соответствующие новым направлениям?

Николай Суетин: Мы смотрим на входящий поток проектов и видим, что есть очень сильные проекты по графике, очень много интересных проектов по роботике. У нас проходит Skolkovo Robotics, очень представительная международная конференция по роботике. Мы видим, что в России эти области сегодня очень актуальны. И еще одно из наших новых направлений — носимая электроника — поддерживается всеми международными компаниями на российском рынке, а значит, вокруг этого вырастает целая экосистема. Мы видим, что проекты по новым направлениям форсайта есть, а среди экспертной панели ИТ-кластера есть пул экспертов, которые готовы оценить проекты из этих отраслей. Благодаря проводимым «Сколково» конференциям и взаимодействию с международным сообществом, наш пул все время пополняется.

Взаимный спрос: как рост медтеха в России формирует приток ИТ-специалистов в отрасль
Маркет

Мы придерживаемся очень жестких критериев при отборе экспертов, стараемся привлекать «кадры» мирового уровня. Мы этим очень гордимся. На сегодняшний день «Сколково», на мой взгляд, — это единственное место с настолько высоким уровнем экспертизы. И каждый наш проект отправляется на оценку 10 профильным экспертам. Процесс рассмотрения проектов на «входе» построен так, что кластер не может влиять на выбор оценивающих экспертов: мы даже не знаем, кто проводит экспертизу: все решает компьютерная выборка. Многие команды, которые, не пройдя отбор с первого раза, дорабатывает свой проект, говорят, что им очень помогли именно замечания экспертов.

CNews: Каковы бюджеты компаний-партнеров кластера на науку?

Николай Суетин: Разумеется, мы не контролируем бюджеты на научные исследования приходящих к нам в качестве партнеров компаний: они сообщают нам только количество рабочих мест в своем будущем сколковском R’n’D-центре. Есть компании, которые обещают создать 500-600 мест, а наше минимальное требование к R’n’D-центру — не меньше 100 человек. Бюджеты этих компаний мы можем оценивать только косвенно, представляя, сколько у нас в стране стоит разработчик и умножая на заявленное количество новых рабочих мест.

Первое, что от нас требуется — обеспечить инфраструктуру, особенно энергетику. Некоторые компании сразу говорят, что хотят сидеть в окружении определенных стартапов. Если компании хотят, кластер может помочь создать спин-офф, наладить контакты с компаниями-разработчиками, которые представлены в кластере. Мы не можем влиять на научно-техническую политику компании даже нашего резидентов.

В мире существует огромная конкуренция за создания R’n’D-центров. Многие страны оплачивают вплоть до половины затрат компании на создание центра. Я даже не говорю о high-tech производствах: многие страны готовы оплатить даже создание производственных линий. Благодаря таким инвестициям, местным специалистам начинают платить зарплаты, в бюджет поступают налоги, интеллектуальный уровень региона начинает расти, университеты получают полную загрузку. У нас в стране пока такого нет. Нам приходится конкурировать со странами с лучшим климатом, с лучшим отношением к высокотехнологичным производствам. Мы пытаемся привлечь международные компании в «Сколково» благодаря тому, что у нас есть свой пул разработчиков и предложения по включению компаний-партнеров в экосистему, хотя, по нынешним временам это, возможно, и не самые сильные аргументы для принимающего решения топ-менеджмента.

CNews: Какие страны лидируют сегодня с точки зрения привлекательности размещения R’n’D-центров?

Николай Суетин: Китай. Это огромный рынок, который готов давать огромные льготы: например, я знаю компании, которым сдавали 1 кв. м готовых помещений под ключ за $1 в год на первые три года. Есть страны без особенно сильно развитой научно-технической базы, например Румыния. Но такие страны готовы оплачивать 50–60% зарплат сотрудников, и поэтому оказываются привлекательны для размещения R’n’D-центров. Раньше Франция возмещала 50% затрат компаниям, решившим создать R’n’D-центры на ее территории. Разные страны практикуют разные подходы. Топ-менеджмент всегда считает деньги, но и, конечно, смотрит на рынок страны в целом, на то, какие сложности могут возникнуть при въезде и выезде, и не в последнюю очередь, на то, есть ли в этой стране разработчики. Пока в «Сколково» есть центры разработки Intel, IBM, Cisco, и мы стараемся привлекать новых партнеров. Мы проводили научно-консультативный совет в США, и общались с компаниями из Кремниевой долины: там существует на сегодняшний день сдержанный интерес. Я вижу, что и другие компании обдумывают и обсуждают возможности размещения в «Сколково». Но конкурировать очень сложно, особенно сложно было это делать при тех зарплатах, которые были до недавнего времени в долларовом эквиваленте. Возможно, девальвация рубля даст новый стимул для привлечения в Россию международных центров разработок.

Татьяна Ковлягина