Разделы

Бизнес Цифровизация

Сергей Карпуничев: BI-системы несут демократию

Российский рынок систем Business Intelligence и Corporate Performance Management стремительно растет. Высокая конкуренция и необходимость эффективно управлять расширяющимся бизнесом подталкивают менеджмент к использованию систем бизнес-аналитики и управления корпоративной эффективностью. Однако в количественном выражении компаний, внедривших такие комплексные решения, пока не так много. О преимуществах использования BI и CPM, а также основных тенденциях и перспективах этого рынка CNews рассказал Сергей Карпуничев, управляющий директор практики информационно-аналитических систем компании Columbus IT Russia.

CNews: Системы бизнес-аналитики и управления эффективностью включают в себя достаточно большой спектр различных функций. Что Вы понимаете под BI и CPM-системами?

Сергей Карпуничев: Концепция CPM на сегодняшний день является лучшим решением вопросов стандартизации процессов управления современной компанией. CPM объединяет актуальные методологии управления и включает технологии BI в части анализа фактических данных, дополняя его возможностями стратегического планирования, бюджетирования и мониторинга показателей.

Системы, различным образом поддерживающие процессы принятия решений, начинают свою историю еще с 70-х годов прошлого века, тогда появились первые аналитические инструменты, основанные на многомерном анализе. По мере роста требований к управлению организацией, развивались и системы, поддерживающие эти процессы.

В 90-х годах компания Gartner ввела понятие Business Intelligence, объединив набор из методик и программ сбора данных, их последующего анализа и представления для принятия решений. Проще говоря, системы BI позволяют на основе полной картины данных в организации определить тенденции развития, выявить сильные и слабые стороны как бизнеса в целом, так и конкретного отдела или продукта.

В конце XX – начале XXI века Gartner было введено понятие Corporate Performance Management, объединяющее накопленные методики и технологии управления, планирования, мониторинга и отчетности.

CNews: В данный момент на рынке CPM наблюдается активный процесс консолидации компаний. Крупные многопрофильные вендоры скупают нишевых игроков, еще больше увеличивая поле деятельности. Можете ли Вы спрогнозировать расстановку сил?

Сергей Карпуничев: Отрасль ИТ является одной из наиболее динамично развивающихся, а такой узкий сегмент этого рынка, как CPM показывает в общемировом масштабе в два-три раза более высокую динамику, чем отрасль в целом. Безусловно, подобная динамика при значительном объеме рынка привлекает крупных игроков. Вход компании на уже разогретый рынок "с нуля" занимает много времени, затягивается возврат инвестиций. Приобретение компании уже с готовым продуктом, готовой клиентской базой – более выгодная сделка. Поэтому крупные игроки, фокусирующиеся на полнофункциональных решениях CPM, покупают нишевые компании, разрабатывающие программы только для одного из направлений управления.

Помимо процессов всеобщей глобализации, консолидацию рынка провоцируют и сами заказчики. Они требуют от разработчиков традиционных ERP-систем функциональность CPM-решений. В ответ на эти потребности возникает необходимость разработчику расширить предложение для клиентов, чтобы удержать их.

Думаю, процесс консолидации еще не завершен, и в ближайшие три года следует ожидать сохранения этой тенденции. На мой взгляд, было бы интересно наблюдать конкуренцию на нашем рынке между западными компаниями и российскими в случае консолидации последних. Правильная комбинация технологических платформ, баз клиентов, подходов к ведению бизнеса составили бы серьезную конкуренцию даже крупным западным игрокам. Но этого не происходит, видимо, из-за недостаточной зрелости компаний или невозможности получения синергии от такого слияния.

CNews: Многие разработчики бизнес-приложений сейчас переходят к концепции SaaS (Software as a Service). Насколько перспективен такой подход в отношении CPM и BI-систем?

Сергей Карпуничев: На рынке CPM уже появились первые решения, созданные для поддержки провайдеров такого вида услуг, причем вопрос SaaS актуален в особенности с точки зрения использования BI-систем. Например, компания-поставщик занимается сбором и анализом статистической информации и предоставляет клиентам интерфейс для выполнения различного рода исследований. Заказчикам это позволит сэкономить на приобретении ПО для выполнения собственного проекта и платить только периодическую плату за пользование аналитикой.

Согласие клиента на использование CPM-решений как услуги для обеспечения функций планирования и мониторинга показателей эффективности деятельности означает сформированность отношений между участниками рынка, определенный уровень доверия. Существенным является вопрос конфиденциальности данных, ведь в этом случае корпоративная информация, хотя и по защищенным каналам связи, но выходит за пределы организации. Выходом из ситуации являются аппаратно-программные комплексы, предлагаемые в пользование заказчикам за абонентскую плату и размещаемые на его территории. Для некоторых наших решений мы предлагаем именно такую модель.

CNews: Насколько популярны системы бизнес-аналитики и управления эффективностью среди российских компаний?

Сергей Карпуничев: IDC оценивает темпы роста сегмента приложений бизнес-аналитики в нашей стране в 2006 году в 47%, а некоторые аналитики указывают и на более значительный рост, до 100% в год. Наш опыт подтверждает такую высокую динамику: по решениям BI и CPM в 2006 году мы показали рост в два раза по сравнению с 2005 годом, а за семь месяцев этого года мы превысили оборот прошлого.

Дмитрий Шулинин, UserGate: Выиграли те, кто полагался на SIEM собственной разработки
Безопасность

Спрос российских компаний на системы управления эффективностью продолжает расти, что обусловлено усилением конкуренции как внутри страны, так и на международных площадках. Поиск дополнительных конкурентных преимуществ подталкивает компании к внедрению современных методов управления. Кроме того, компании выходят на биржи и проводят IPO, как в России, так и за рубежом. Они должны выполнять требования биржи к предоставлению отчетности, и инвесторы в свою очередь требуют точных прогнозов результатов бизнеса и прозрачности управления.

Сейчас внедрение BI и CPM проектов осуществили более 500 российских компаний, однако если учитывать проекты по внедрению различных приложений бизнес-аналитики, то думаю, что количество таких компаний будет значительно больше.

CNews: Какие тенденции Вы могли бы выделить на российском рынке аналитических систем?

Тенденции на рынке систем управления эффективностью продиктованы общим развитием экономики России. Основные тенденции, наблюдающиеся сейчас в нашей стране, связаны с глобализацией. Мы наблюдаем, что запросы от наших клиентов в области анализа бизнеса, планирования развития, управления ресурсами имеют в основе зарубежные методологии. Соответственно, мы стараемся предлагать решения, проверенные на развитых рынках. Некоторое отставание России в развитии культуры корпоративного управления в данном случае играет на руку нашим компаниям – им достаются системы, уже обкатанные западными коллегами. Обратная сторона отставания заключается в необходимости быстрого освоения этого опыта и быстрых преобразованиях, что является довольно нелегкой задачей.

Сергей Голицын, T1
Цифровизация

Полагаю, что ситуация со спросом внутри рынка CPM-решений также будет стремиться к общемировым тенденциям. В США большую долю этого рынка, порядка 25%, занимают BI-системы. А инструменты планирования и бюджетирования занимают только четвертое место, хотя темпы роста этого сегмента выше, чем у BI. В России распределение сильно отличается – большая доля занята решениями в области планирования и бюджетирования, корпоративная отчетность пока еще отстает, хотя темпы роста спроса на системы BI высокие. Вместе с тем объем рынка BI в перспективе будет превалировать, т.к. функции BI-систем охватывают больше потребностей организации, больше бизнес-функций.

CNews: Как, на Ваш взгляд, будет развиваться функциональность систем управления эффективностью?

Сергей Карпуничев: На Западе сегодня отмечается тенденция к тому, что Gartner называет "демократизацией BI". То есть пользователями системы становятся не только топ-менеджеры или аналитики, но и менеджмент всех уровней, а в некоторых случаях и все сотрудники компании. Они имеют доступ к тем или иным компонентам BI-системы и имеют возможность на своем оперативном уровне принимать решения.

Этому процессу предшествует "стандартизация BI", означающая переход от использования разных BI-инструментов к единому стандарту.

Кроме того, клиенты все больше обращаются за функциональностью, обеспечивающей возможность принятия различных превентивных мер. Это обеспечивается комбинацией инструментов планирования и событийного управления.