Разделы

Интернет Веб-сервисы

Сайт "задаром": мифы маргинального рынка сайтостроения

Если ввести в поисковой строке любого поисковика слова "создание и продвижение сайта", то он выдаст миллионы линков на страницы компаний и частных лиц, предлагающих данную услугу. Журналист CNews проанализировал, насколько же стоимость предложений низового сегмента на российском рынке интернет-маркетинга соответствует качеству предлагаемых услуг.

Компании, предлагающие "сайты задешево", в борьбе за клиентов используют все возможные способы, не гнушаясь рассылкой спама по электронной почте и ICQ. Справедливости ради следует заметить, что за последний год-полтора количество спама в электронной почте с предложениями услуг веб-дизайна уменьшилось в несколько раз. Это говорит о происходящем процессе структурирования рынка в данной сфере услуг, повышения уровня осведомленности компаний-заказчиков. Основная борьба за потенциальных клиентов постепенно переносится в интернет.

Руководство компании, решившее открыть виртуальное представительство своей фирмы,  заинтересовано в том, чтобы веб-мастер находился в штате или работал по договору
Руководство компании, решившее открыть виртуальное представительство своей фирмы, заинтересовано в том, чтобы веб-мастер находился в штате или работал по договору

Как и в любом другом секторе бизнеса с высокой конкуренцией, привлечение новых заказчиков описываемыми компаниями осуществляется за счет представления широкого спектра дополнительных услуг. Кроме создания "красивого" корпоративного сайта с профессиональным дизайном, клиентам предлагается набор сервисов, начиная от "аудита сайта", "анализа внешнего интернет-окружения", "оптимизации html-кода страниц и внутреннего контента" и заканчивая "анализом и позитивной коррекцией контента в зависимости от колебаний конкурентной среды". Но чаще всего за красивыми словами скрывается широко распространенная тактика рекламных агентств по "окучиванию клиента", когда сознание потенциального заказчика подвергается массированному воздействию потока иностранных терминов. Также существует риск, что при заключении договора на создание сайта с последующим обслуживанием и поддержкой исполнитель оставит за собой право использования некого технического ноухау, что поставит заказчика в постоянную зависимость от него.

Особенности продвижения

Стоит остановиться подробнее на одной из наиболее востребованных услуг – "продвижении сайта". Теоретически это дополнительная услуга к такому виду веб-сервиса, как регистрация сайта заказчика в основных поисковых системах и каталогах. Однако практика такова, что продвижение сайта становится наиболее востребованным сервисом. При этом подразумевается, что основной задачей исполнителя является вывод сайта заказчика на вершину рейтинга поисковых сервисов по определенным запросам пользователей.

Новоиспеченные сайты регистрируются и идентифицируются с учетом анализа текстового контента роботами поисковых систем автоматически в течение 2-4 недель после появления сайта в сети. При этом программа объективно поставит ссылку на сайт на номер позиции, соответствующий его релевантности (количеству близких слов) запроса.

Однако представители компаний-заказчиков хотят получить результат "сейчас". Также естественно их желание видеть свой сайт в первой десятке популярных поисковиков. Эти желания и эксплуатируют многочисленные специалисты-хакеры, предлагающие за вполне приемлемую плату "продвинуть" сайт на первые позиции. Услуга продвижения будет обходиться владельцу 20-50 долл. в месяц. Результат такого "продвижения" не гарантирован, так как поисковики активно борятся с разного рода оптимизациями, а легальное попадание на первую страницу поисковых запросов обходится от 300 долл. в месяц минимум.

Туманные перспективы

Исходя из всего вышесказанного можно заключить, что в 2007 году мы сможем наблюдать следующие тенденции на рынке вeб-дизайна и интернет-услуг в low-end сегменте.

70-80% процентов услуг будут предоставляться компаниями, остальные – частными лицами. Цены у первых будут колебаться в районе 200-1500 долл. (в зависимости от трудоемкости и оригинальности выполняемого заказа). Тенденция к росту цен за услуги будет тормозиться демпинговыми предложениями частных лиц (150-300 долл.). Сами компании будут и дальше расширять "корзины услуг", дополняя их маркетинговыми услугами вне интернета (исследования, аналитика, копирайт, PR и т.д.).

Курс «Школа руководителей интернет-проектов» 29.01 - 2.02

В случае принятия законов, регулирующих отношения внутри интернета (например, более развернутое определение некоторых статей "Закона о СМИ", "Закона о рекламе" или принятие отдельного "Закона о конкуренции в интернете"), у маргинального бизнеса могут настать тяжелые времена, компаниям придется либо уходить с рынка, либо легализовываться. Ожидается также, что заказчики все большее внимание при выборе исполнителя будут уделять не зазывающей рекламе и обещанию "всего, что угодно за смешные деньги", но изучению эффективности уже реализованных проектов.

В рамках этой статьи мы рассмотрели только низовой сегмент рынка веб-мастеринга. О том, кто правит балом при создании серьезных порталов крупных компаний, чем отличается сайт за 1 тыс. долл от сайта за 10 тыс. и труд фрилансера от профессионального проекта, мы расскажем в следующей статье.

Александр Латыев / CNews