Разделы

Цифровизация Документооборот Внедрения

Рынок СЭД: что обещают эксперты?

В последние годы российский рынок СЭД демонстрирует стабильный рост: увеличивается число организаций, где внедрена система электронного документооборота, растет количество автоматизированных рабочих мест. Причем если ранее сферой применения СЭД был крупный и средний бизнес, то теперь дело дошло и до малого. О состоянии российского рынка СЭД и путях его дальнейшего развития говорилось на круглом столе "Системы электронного документооборота и хранения данных", организованного CNews Analytics и CNews Conferences.

Михаил Потапенко: Государству нужна межведомственная интеграция, а СМБ - удобство внедрения

На вопросы CNews ответил Михаил Потапенко, руководитель направления электронного документооборота Cognitive Technologies.

CNews: Насколько реален спрос на СЭД со стороны СМБ?

Михаил Потапенко: Сегодня даже небольшие организации за годы работы накопили приличный "багаж" документов, которым нужно эффективно управлять. Мы на примере системы "ЕВФРАТ-Документооборот" столкнулись с ситуацией, когда только созданные компании сразу поднимают вопрос об использовании СЭД. Все это позволяет говорить о том, что системы управления документами уже не просто дань моде, а необходимый инструмент для эффективной работы предприятий. По нашему мнению, в ближайшие годы ситуация на рынке СЭД все больше будет напоминать распространение решений для автоматизации бухгалтерского учета произошедшее в середине 90-х.

CNews: Какие задачи в области создания СЭД приоритетны для компаний сферы СМБ и каковы требования к СЭД в СМБ?

Михаил Потапенко: На мой взгляд, для СМБ наиболее приоритетной задачей является систематизация документооборота, которая выражается в разработке схем и правил работы с документами. Ранее на большинстве предприятий СМБ не уделялось должного внимания вопросам организации работы с документами, поэтому систематизация или предшествует внедрению СЭД, или происходит одновременно с развертыванием СЭД. Важной задачей я считаю создание электронного архива документов.

Требования к СЭД в СМБ связаны с небольшими ИТ-бюджетами и сжатыми сроками реализации проектов. Чтобы им удовлетворить, необходимо использовать успешные практики внедрения. К сожалению, сегодня нет большого количества подобных предложений, и игроки рынка работают с сектором СМБ на общих основаниях. Мы же, в свою очередь, в 2007 г. выпустили конфигурацию "Быстрый старт" для системы "ЕВФРАТ-Документооборот", в которой обобщен наш опыт по внедрению СЭД. Для СМБ она — законченное решение с возможностью дальнейшего развития, а для крупных предприятий — инструментом проведения пилотного проекта. Кстати, эта конфигурация была взята нами за основу для новой версии "ЕВФРАТ-Документооборот v.14". При создании 14-ой версии основной акцент мы сделали на возможности кастомизации решения под специфику бизнес-процессов заказчиков. А это очень важно для СМБ, так как позволяет настраивать и модифицировать систему без необходимости программирования.

CNews: Какие еще точки роста вы бы выделили на рынке СЭД?

Михаил Потапенко: Последующий рост рынка электронного документооборота помимо СМБ будет поддержан и традиционными потребителями — крупными коммерческими и государственными структурами. В этих организациях развитие СЭД будет направлено на расширение масштабов использования, создание межведомственных систем документооборота и систем, обеспечивающих взаимодействие "государство-бизнес". При реализации столь масштабных проектов речь пойдет об интеллектуальной автоматизации, основанной на технологиях "понимания" документов (информации). Разработкой подобных технологий наша компания занимается не один год и уже сейчас можно сказать, что именно "Интеллект" обеспечивает тесную интеграцию СЭД в бизнес-процессы организации и позволяет сократить, а на некоторых рутинных этапах работы с документами и вовсе избежать человеческого участия.

CNews: Какие проблемы, на ваш взгляд, сейчас сдерживают развитие рынка СЭД?

Михаил Потапенко: Я бы выделил две основные проблемы. Первая — это нелегитимность электронных документов и отсутствие действующей нормативно-правовой базы работы с ними. Хотя закон об ЭЦП и принят достаточно давно, закона об электронном документе все еще нет. Поэтому сейчас при взаимодействии организаций электронные документы сопровождаются "бумагой", а практика рассмотрения электронных документов в судах ограничивается единичными прецедентами. Вторая проблема лежит в психологической области и связана с оставшейся пока еще привычкой старшего поколения работать и доверять "бумаге".

CNews: Насколько востребована в реализуемых вашей компанией проектах ЭЦП?

Михаил Потапенко: Сегодня нельзя говорить о повсеместном распространении этой технологии. Проблема заключается в том, что внедрение "работающей" ЭЦП по затратам соизмеримо с развертыванием всей СЭД. Хотя мы считаем, что практика использования ЭЦП даже в рамках предприятия полезна уже тем, что готовит сотрудников к еще более "электронному" будущему.