Разделы

Цифровизация Внедрения

РАМЭК: автоматизация в условиях укрупнения вуза

Повышение качества высшего образования в последние годы стало одной из самых обсуждаемых тем в обществе. И вузы, и государство стремятся испробовать разные способы совершенствования "образовательных услуг" - от введения новых стандартов до внедрения современных информационных технологий в образовательный процесс. Именно последнюю задачу решали совместно Всероссийская государственная налоговая академия (ВГНА) и компания РАМЭК.

Поиск новых форм реализации образовательного процесса поставил перед ВГНА задачу обеспечить единое информационное пространство для взаимодействия студентов и преподавателей. Своеобразным полигоном для новых технологий стало подразделение, организующее дистанционное обучение студентов.

Традиционно роль средства общения вуза и таких обучающихся выполняют Learning Management Systems. До начала проекта в вузе уже функционировала система, в которой студенты могли дистанционно выполнять тесты, но фактически этим функционал и ограничивался. Однако внедрение изолированных от общей информационной среды вуза LMS не позволяет адекватно реализовать учебный процесс: информация о том, какие задания студент должен выполнять в текущем семестре, содержится в учебном плане, оценки, которые он получает за выполненные задания, должны поступать в ведомости и формировать его рейтинг в вузе.

В поисках правильного решения

Поиск комплексного решения, которое смогло бы обеспечить и административные функции по управлению учебным процессом и создать среду для обучения студентов, показал, что на рынке коробочного продукта, который решает все задачи на должном уровне, просто не существует. Поэтому руководством вуза была поставлена задача разработать комплексное решение с помощью системного интегратора.


Евгений Никульчев: В академии оценили умение специалистов РАМЭК работать именно с преподавателями, их способность решать нестандартные задачи, которые возникают в каждом вузе

"На самом деле специфика учебного процесса настолько уникальна, что только те, кто работает в области информатизации образования не первый год, понимают, что готовых систем, которые бы решали сразу все задачи и делали это хорошо, просто нет. Все продукты необходимо адаптировать, а сделать это в разумные сроки очень непросто. Поэтому мы выбирали не набор продуктов, которые решают отдельные задачи, а готовое интегрированное решение и методологию его применения в реальном учебном процессе. Решение, которое мы реализовали во ВГНА, было разработано РАМЭК на базе типовых компонентов – системы управления учебным процессом и LMS Sakai. Самое главное: системы настолько тесно интегрированы между собой, что можно обеспечить непрерывный переход данных из одной системы в другую и фактически на 100% автоматизировать все административные процессы, которые сопровождают студента на протяжении всего его обучения в вузе", - рассказывает Евгений Никульчев, и.о. проректора по информатизации ВГНА.

Каждое из решений, использовавшихся в проекте, было опробовано практикой эксплуатации в различных учебных заведениях. Предложенная РАМЭК система управления учебным процессом внедрена в более чем 20 российских вузах. Sakai разработана консорциумом ведущих технологических университетов мира, включая Массачуссетский технологический институт (MIT), университет Стендфорда, университет Беркли и другие.

Единая информационная среда

Внедрение портала поддержки обучения в электронном виде был реализовано РАМЭК в очень сжатые сроки – от момента начала работ до ввода в промышленную эксплуатацию прошло всего два месяца. Большой набор студентов дистанционной формы обучения и необходимость вести внедрение фактически "по живому" стимулировали проектные команды как со стороны подрядчика, так и со стороны вуза. "Открывается набор студентов, сразу летит сотня заявлений, как у нас было. Люди заплатили деньги, начали учиться. Что с ними делать? Им не скажешь "Извините, у нас система тестируется, поэтому тут не работает, тут вы сессию не можете пройти, задание получить, а тут вы двойку случайно схлопотали", - поясняет Никульчев.


Евгений Никульчев: Те, кто работает в области информатизации образования не первый год, понимают, что готовых систем, которые бы решали сразу все задачи и делали это хорошо, просто нет

Основная сложность при реализации проектов в достаточно консервативных структурах, которыми являются образовательные учреждения, - это, конечно, переобучение персонала. И дело не только в привыкании к новым системам, первой и основной задачей становится методология использования новых технологий в реальной учебной деятельности. "Фактически работа по внедрению делится на две неравные части. Первая – это непосредственно труд разработчиков и программистов, доработка и шлифование функциональности решений. Вторая часть, которая занимает и больше времени и сил команды внедрения, – это общение с конечными заказчиками решений - со всеми уровнями подразделений, с учебными отделами, что непросто, в силу консервативности учебных структур. В академии оценили умение специалистов РАМЭК работать именно с преподавателями, методологами, их понимание вузовских процессов, способность решать нестандартные задачи, которые возникают в каждом вузе".

Облегченная миграция с Oracle: как осуществить переход на новую СУБД быстрей и проще
Импортозамещение

Второй частью проекта стало внедрение функционала электронного деканата для факультетов, занимающихся обучением студентов-очников. Главной задачей проекта на этом этапе стала унификация административных процессов разных структурных подразделений с помощью информационной системы. Обеспечение учебной деятельности с точки зрения требования регуляторов требует вовлечения множества подразделений, каждое из которых отвечает за наличие определенных данных по студенту. Если работа с информационной системой будет ограничиваться только деканатами факультетов, в ней не будет актуальных сведений по приказам, персональным данным, учебным планам, договорам и проведенным оплатам и так далее. Именно по ходу проекта были пересмотрены и оптимизированы многие процессы.

Жизнь в эпоху перемен

Однако общий курс Министерства образования на укрупнение вузов привел к реструктуризации ВГНА, которая стала частью Финансового университета при правительстве РФ. И если слияния и поглощения для коммерческих структур являются отработанной технологией, то для образовательных учреждений – это совершенно новый этап развития, для которого еще не разработаны "гайдлайны".


Владимир Соловьев: Какие-то части системы будут определенное время использоваться параллельно – это продиктовано требованиями к непрерывности учебного процесса

Если для среднего вуза с устоявшимися административными процессами внедрение системы управления является непростой задачей, то для крупной объединенной структуры переход к единой информационной системе становится длительным процессом. Большое количество разнородных неинтегрированных между собой продуктов, унаследованных вместе с присоединенными структурами, ставит перед управлением информатизации Финансового университета непростые задачи.

Александр Осипов, МегаФон: Эффективность киберзащиты вырастет, если снизится рутинная нагрузка на специалистов
безопасность

"Свои задачи мы видим в том, чтобы обеспечить качественный процесс. То есть человек, который учится в Финансовом университете, не важно, в каком городе, на каком направлении подготовки, должен получать понятный стандартный прозрачный набор услуг. Мы, безусловно, будем развивать инструменты автоматизации, которыми уже оснащен Финансовый университет и присоединяемые учреждения, создавая на их базе единую платформу. Опыт компании РАМЭК по реализации проекта автоматизации управления учебным процессом в ВГНА считаю, безусловно, положительным, и в создаваемой единой информационной системе управления учебным процессом он будет нам очень полезен. Срок реализации такого проекта достаточно большой, думаю, в лучшем случае он будет реализован через 2,5-3 года. Какие-то части системы, как, например, LMS в присоединенных вузах, наработанные учебные материалы и банки тестов будут определенное время использоваться параллельно – это продиктовано, в первую очередь, требованиями к непрерывности учебного процесса. Что касается системы управления учебным процессом и документооборотом, конечно, объединение будет происходить более интенсивно. Естественно, приемную кампанию в следующем году мы будем проводить в единой информационной системе", - так комментирует процесс объединения Владимир Соловьев, директор по информационным технологиям Финансового университета.

Николай Семенов