Разделы

Big Data

От больших данных ждут результатов

К накапливаемым компаниями данным пора относиться как к новому стратегическому активу, считают в Teradata. В полной мере их ценность для бизнеса проявится в рамках аналитической экосистемы, построив которую, предприятие обеспечит своим сотрудникам доступ к любой информации в любой момент времени для решения самых разных задач. Главное – оперативно применять результаты аналитической работы на практике.

Объемы корпоративной информации постоянно увеличиваются и составят, по данным Gartner, 44 зеттабайт данных (44 трлн гигабайт) к 2020 г. Соответственно, растет и быстро формирующийся рынок технологий больших данных. К тому же 2020 г. его объем вырастет до $60 млрд, по прогнозам Wikibon – при том, что аналитики отмечают здесь снижение темпов роста с 40% до 26%. С одной стороны, это признак достижения определенного уровня зрелости в сегменте. С другой стороны, такая ситуация отражает отчасти и выжидательную позицию заказчиков после сошедшей волны первого интереса и маркетингового шума.

Выжидают заказчики – и глобально, и в России – достаточного количества успешных кейсов и набора лучших практик. Все хотят понимать результат – что конкретно дадут подобные инвестиции и проекты.

Очевидно, что большие данные интересны бизнесу не сами по себе, а как новый способ получения дополнительных конкурентных преимуществ. Как раз с последним просматриваются определенные проблемы. На начало 2015 г. 85% организаций из Fortune 500 подтверждали, что затрудняются извлечь конкурентное преимущество из работы с большими данными. А именно это новое преимущество и должно ведь стать конечной целью проектов больших данных.

Вообще понимание реального эффекта от больших данных в организациях пока не совсем сложилось. Как показало прошлогоднее исследование Economist Intelligence Unit, топ-менеджмент склонен переоценивать важность инициатив, связанных с данными. Так, 53% генеральных директоров полагают, что работа с большими данными позволяет разгрузить руководителей и делегировать полномочия подчиненным. Однако с этим согласны лишь 36% респондентов на других должностях. Или в том, что развертывание систем обработки данных улучшает качество руководства и увеличивает скорость принятия решений, убеждены 58% генеральных директоров и 47% других сотрудников.

Другими словами, от больших данных рынок хочет видеть больше конкретики. Заказчики, особенно в России, хотят лучше понимать сценарии монетизации больших данных для своего бизнеса. При этом никто не хочет слишком углубляться в технологическую составляющую – важно только то, чтобы решение работало и давало результаты, а также было по возможности простым и понятным.

Стратегический подход

Сегодня компаниям нужно подготовиться к резкому переходу в цифровую реальность и соответственно трансформироваться, считает Герман Виммер, ко-президент корпорации Teradata – иначе их бизнес со временем погибнет. Эта цифровая реальность подразумевает огромное и все увеличивающееся количество источников данных – в наступающую эру интернета вещей. Огромные объемы данных, поступающих с разных сенсоров, полезны, отмечают в Teradata – так как позволяют увидеть реальную ситуацию и быстрее принять более точные решения. Вопрос в том, как не упустить эти данные – и как правильно с ними работать.

«Заказчику все сложнее собирать данные – их объемы велики, а источников становится все больше, в том числе за счет все большего проникновения мобильности. При этом бизнес требует более точной и впечатляющей аналитики. В итоге сегодня в работе с большими данными нужны уже не ученые, а настоящие творцы. Аналитика в настоящий момент требует более креативного подхода – как от исследователей и ИТ-специалистов, так и от топ-менеджмента», – считает Виммер.

«Сами по себе технологии больших данных не дают никакого конкурентного преимущества, – добавляет Джуди Байер, директор по стратегическому анализу Teradata. – Оно появляется, только если внедрить полученные результаты анализа в бизнес процессы. Без изменений, оперативно вносимых в деятельность предприятия, в аналитике нет особого смысла». По словам эксперта, сегодня это не вопрос выбора для компаний – а скорее необходимые шаги. Заказчики должны инвестировать не только (и не столько) в исследования, но главным образом в последующие действия с использованием их результатов на практике. Именно так и проявляется ценность аналитики для бизнеса. Однако для этого требуются также определенные инвестиции в смену культурной парадигмы – т.е. в людей и в знания.

В Teradata считают, что рынок уже дозрел до стратегического подхода к большим данным. Именно такой подход позволит лучше понять свои инвестиции в это направление – а также изменит взгляды на сбор, обработку и хранение данных в компаниях.

Сергей Голицын, T1
Цифровизация

Стратегия больших данных должна фокусироваться на определении бизнес-целей и оптимальных путей их достижения. Исходя из этого будет строиться и сам процесс работы с данными, ориентированный на поддержку текущих или будущих потребностей бизнеса. Здесь нужно избегать аналитической ловушки – когда хочется повышать качество и точность анализа, но сфокусировавшись только на этом, есть риск упустить бизнес-возможность.

Главное в анализе – получить из данных ценность. Традиционно ее ищут в таких направлениях, как как повышение заинтересованности и лояльности, привлечение новых клиентов и удержание прежних, идентификация и прогнозирование рисков и пр. Компаниям нужно быстро адаптироваться к меняющимся условиям рынка – и проекты больших данных должны помогать в оценке и подготовке таких изменений. В стратегию надо включать шаги по применению результатов анализа. Очень важно не только задавать правильные вопросы, но и быстро действовать, получив ответы.

На технологическом уровне такую стратегию по работе с большими данными должна поддерживать единая аналитическая экосистема, которая позволит бизнесу использовать любые данные, в любое время, для решения любых задач. Для ее построения в Teradata предлагают платформу UDA (Unified Data Architecture), а также интегрированные хранилища данных, и подчекивают фокус в развитии своих решений – на максимально возможное упрощение и гибкость. Упрощение аналитики видится сегодня как одна из ключевых потребностей рынка, подразумевающая доступность решений для широкого круга пользователей.

Информация как актив

Дмитрий Шулинин, UserGate: Выиграли те, кто полагался на SIEM собственной разработки
Безопасность

Информацию пора рассматривать как важный актив предприятия, призывают эксперты Teradata. Причем актив этот должен быть общедоступным. Прежний собственнический подход к наборам данных, каждый из которых определенный департамент считал только своим, в мире больших данных невозможен. Всей информации надо быть доступна и полезна всем сотрудникам организации. Это формирует новый взгляд на данные и на их ценность для бизнеса. А также добавляет новый вопрос – сколько вообще данных и как долго предприятию нужно хранить?

Концепция «озер данных» (data lake), т.е. репозитариев, где все поступающие из разных источников данные (из социальных сетей, с мобильных устройств, в разных форматах, включая аудио и видео) хранятся в необработанном виде – «до востребования» – предполагает, что хранить нужно максимум. «В философии больших данных ничего нельзя выбрасывать, особенно если цена хранения может быть достаточно низкой. Если выбросить данные сразу – об их ценности уже никогда не узнаешь», – поясняет Стивен Бробст, СТО Teradata.

«Озеро» и есть сравнительно недорогой способ хранения тех данных, о которых заранее неизвестно, на какие вопросы они отвечают – и какую ценность могут дать. Оно не заменяет традиционное хранилище, но дает новые возможности для аналитики и инсайтов, оптимизируя при этом расходы на обработку и хранение данных. Важное отличие «озера» – то, что оно может масштабироваться до экстремальных объемов данных при по-прежнему низких издержках. А также может обеспечивать мгновенный доступ к любым данным для всех пользователей. В принципе организации не обязательно создавать и держать такое «озеро» у себя, считают в Teradata. Сегодня уже существует практика их аутсорсинга, и компания предлагает соответствующие инструменты для работы с ними. «Озеро» может храниться в облаке – как у заказчика, так и на ресурсах Teradata.

Однако в конечном счете бизнесу нужно не больше технологий и не больше данных, а больше инсайтов, которые позволят повысить эффективность деятельности и доходы. Инсайтов, которые появляются на основе анализа собранных данных, и которые конвертируются в набор конкретных шагов, связанных с организационными решениями и бизнес-процессами.