Разделы

Телеком Мобильная связь

Мобильный биллинг: пойдет ли Россия по пути Европы?

В условиях перенасыщения рынка сотовой связи операторам представляется возможным увеличивать свои доходы за счет предоставления дополнительных услуг. Среди них достаточно новый для российского пользователя сервис - платеж с мобильного телефона. В Европе уже существует устоявшаяся система мобильной коммерции. Приживется ли она в России? Что ждет рынок в будущем?

По оценкам различных экспертов, на конец 2007 году российский рынок мобильных платежей оценивался в 60-70 млн долларов, большая часть из которых относилась к платежам провайдерам связи (в первую очередь, сотовым операторам). К 2011 году он может достигнуть 800 млн долларов при условии двухкратного ежегодного роста. Аналитики связывают это с активной маркетинговой политикой сотовых операторов, направленной на легализацию понятия "мобильный платеж" и разработку концепции биллинга с учетом мирового опыта.

Мобильный платеж осуществляется с помощью мобильного телефона посредством списания средств с абонентского счета в пользу того или иного поставщика товара или услуги. Этот способ оплаты появился примерно 1-2 года тому назад и является логическим развитием биллинга контент-провайдеров – по оценкам аналитиков, доля от продаж контента в структуре доходов таких компаний снижается и составляет сейчас лишь 20-25%. По данным компании "Мобильный платеж", в 2007 году общий оборот рынка мобильных платежей и дополнительных услуг составил 15% от общей суммы доходов сотовых операторов.

Мобильной коммерцией в России сейчас занимается достаточное число компаний, однако рынок до сих пор не может быть четко определен из-за отсутствия правовой базы. По существующему законодательству платежи с мобильного телефона с привлечением средств, списываемых со счета абонента, приравниваются к банковской деятельности и подпадают под действие ст. 172 УК РФ "Незаконная банковская деятельность". Тем не менее, при покупке мобильного контента эти платежи фигурируют как плата за услуги связи, поэтому и не привязываются к банковскому счету. В условиях полулегального состояния рынка оценить доли ключевых игроков весьма сложно.

По-настоящему говорить о существовании этого рынка официально в России пока невозможно, однако определенные предпосылки к его появлению существуют. Прежнее ведомство Леонида Реймана в 2007 году начало работу под подготовкой нормативно-правовой базы для обеспечения возможности перевода денег на счета физических и юридических лиц без идентификации личности. Как ожидается, размеры таких платежей составят максимум 500 и 5000 рублей, соответственно. В свою очередь, сами игроки рынка заинтересованы в создании такой платформы – в трех городах (Санкт-Петербурге, Москве и Сочи) планировалось открытие пилотных зон мобильных платежей в сотрудничестве коммерческих банков и операторов сотовой связи.

Первые шаги

Опрошенные CNews участники рынка отмечают, что, несмотря на короткий временной срок, прошедший с момента запуска микроплатежей в России, абоненты сотовой связи активно используют эти услуги, обеспечивая стабильный рост доходов операторов. "На сегодняшний день отечественный рынок показывает среднее количество транзакции по микроплатежам в сутки, равное 165 тыс., а 1 абонент совершает 1,5 платежа в месяц, и это не предел", - утверждает Алексей Лосев, исполнительный директор компании "Мобильный платеж". По данным компании i-Free, рынок платежей с мобильных телефонов с 2007 года вырос в 3 раза и составляет порядка 70-80 млн долларов. Те же цифры приводят и аналитики платежной системы MoneyMail – по мнению Наили Замашкиной, директора по маркетингу MoneyMail, за прошлый год рынок увеличился с 20 до 70 млн долл.

На сегодняшний день большинство мобильных платежей осуществляются в пользу сотовых операторов, реже - интернет-провайдеров. Это обусловлено в первую очередь, потребностями массового потребителя услуги. В свою очередь, с развитием рынка, как ожидается, появится целый комплекс услуг, которые можно будет оплатить с телефона. "Сейчас объемы микроплатежей регулируются по большей части технической грамотностью и активностью населения", - отмечает Алексей Лосев. Его мнение подтверждает и аналитик Денис Кусков: "Платежи за ЖКХ осуществляет взрослое население, которое в силу привычки не использует современные технологии".

Рынок мобильных платежей, 1 квартал 2008

В тренде мультиоблако — изучаем плюсы и минусы
Облака

Источник: "Мобильный платеж", 2008

Также одной из серьезных проблем игроки рынка считают отсутствие необходимой единой инфраструктуры для развертывания такого рода систем. По мнению Дмитрия Пальчикова, руководителя отдела развития компании "Мобильный кошелек", основными барьерами для вхождения на рынок являются финансовые и временные затраты на разработку комплексного ИТ-решения для обработки платежной информации, а также создание развитой сети точек ввода денег в систему. Алексей Лосев прибавляет к этому проблему выработки концепции развития компаний. По его словам, в тех нишах, которые уже покрыты биллинговыми системами, ведется честная конкуренция, а организация новой ниши требует серьезной кропотливой работы и широчайшего финансового потенциала. Вместе с этим сразу встает вопрос о рентабельности всех организационных мероприятий для достижения компанией конечного результата, то есть окупаемости проекта. "Не все так очевидно сейчас на этом рынке и в большинстве случаев компания не сможет себя окупить. В современных рыночных реалиях единственный шанс компании-новичка – демпинг, но и он уже невозможен за счет устоявшихся правил рынка и его участников", - подчеркивает господин Лосев. Николай Ионкин, начальник отдела маркетинга RBK Money, также считает, что главный барьер - отсутствие единых стандартов мобильных платежей. "Кроме того, различные модели сотовых телефонов работают на различных программных платформах - соответственно, приходится либо разрабатывать несколько вариантов одной программы, либо довольствоваться простыми вариантами интерфейса", - говорит он.

Европейская и азиатская модели

В европейских странах существует достаточно устоявшаяся система мобильной коммерции, узаконенная директивами ЕС и Всемирного банка, предполагающая наличие так называемых "store-value accounts", то есть субсчетов на базе сотовых счетов с сохраненной суммой для совершения транзакций. Так, например, в Великобритании работает сервис PayForIt., предназначенный для оплаты недорогих товаров через субсчета абонентов Vodafone, Orange, O2, T-Mobile и Three. Платой за такое удобство является достаточно высокий размер комиссионных, о чем свидетельствует 7% неудачных транзакций за прошлый год, когда денег на счете не хватало для завершения платежа.