Разделы

Бизнес

Любовь Рыбакова: Западный ритейл выбирает российские решения

Российский ритейл растет высокими темпами – как продуктовый сегмент, так и сектор non-food - торговля одеждой, обувью, аксессуарами. Усиливающаяся конкуренция и необходимость оптимизации издержек вызывают рост ИТ-потребления в этой сфере. Любовь Рыбакова, генеральный директор компании Borlas Retail, рассказала корреспонденту CNews об основных тенденциях в этом сегменте, перспективах рынка и о том, почему в свое время компания сделала ставку на специализированные решения именно для non-food.

CNews: Почему ваша компания выбрала именно сектор non-food? Какими причинами было обусловлено это решение? Настолько ли велика необходимость в специализированном ИТ-решении для модного магазина? Разве универсальной системы недостаточно?

Любовь Рыбакова: Выбор именно сектора non-food был обусловлен несколькими причинами. Я занимаюсь автоматизацией розничного бизнеса уже более 10 лет. До 2001 года работала в ИТ-компаниях, предлагавших универсальные решения для розницы, в том числе для супермаркетов, АЗК и так далее. Такие решения были сложны и громоздки как в разработке, так и в поддержке и эксплуатации. В каждом секторе розницы – огромное количество нюансов, особенностей, и учесть все в одном продукте чрезвычайно сложно. Я видела, как замедляется отклик компаний-разработчиков на все возрастающий поток пожеланий клиентов, они просто не успевали за требованиями клиентов. Я интересовалась тем, как обстоят дела в подобном бизнесе на Западе, где это направление развивается уже десятки лет. Оказалось – там те же проблемы и их решение лежит в русле отраслевой специализации программных продуктов. На Западе давно поняли, что нельзя объять необъятное, что нужны специальные разработки для каждого направления розницы. Только так можно успеть за быстрым развитием этого бизнеса и его технологиями.


Любовь Рыбакова: Российский рынок решений, предлагаемых для автоматизации торговли, не уступает сегодня мировому, а по некоторым аспектам даже превосходит его

Мне самой модный бизнес был интересен всегда, а интуиция, да и большой опыт работы, подсказали мне, что надо двигаться именно в этом направлении и как показало время, этот выбор оказался правильным.

Сегодня, когда к нам поступают от западных ИТ-компаний предложения по продвижению их программных продуктов, мы уже видим, что наши решения порой превосходят их. За это время мы успешно внедрили свои технологии в бизнес десятков fashion-компаний. Подобно модному бизнесу с его покупателями, мы с клиентами проходим новый путь и каждый из них для нас по-своему дорог – будь то крупная сеть или одиночный магазин, западный или российский клиент.

CNews: Какая доля приходится сегодня на ИТ в бюджетах торговых компаний? Можете ли вы оценить соотношение затрат на аппаратное и программное обеспечение?

Любовь Рыбакова: В последние годы ситуация стала меняться, я вижу, что компании готовы вкладываться в ИТ. Тем не менее, для многих ИТ – это задача, решаемая по остаточному принципу. Раньше многие клиенты, когда речь шла о стоимости ИТ-проекта, сообщали, что у них есть лишь определенная сумма, в которую нужно уложиться. Сейчас это время прошло, возможно, в связи с тем, что на рынке ужесточается конкуренция. Торговые компании начинают внимательно оценивать конкурентов, а ими зачастую являются западные компании, использующие современные системы управления розничным бизнесом. Стремление к столь успешному бизнесу побуждает использовать столь же эффективные информационные системы. Во многих случаях вообще происходит "цепная реакция", когда один клиент приводит другого, который просит "сделать ему также". И сейчас зачастую затраты на ИТ делаются уже не по остаточному принципу.

Однако оценить, сколько процентов от бюджета торговых компаний приходится на ИТ, сегодня довольно сложно, поскольку бюджеты разнятся от компании к компании. Более того, не всегда серьезные бюджеты приходятся на этап развертывания системы – часто на этапе внедрения закупаются только необходимые компоненты системы, а основное развитие происходит уже после того, как компания начала получать отдачу от использования системы автоматизации.

Если же говорить о соотношении затрат на аппаратное и программное обеспечение, то вряд ли здесь уместны прямые сравнения. Затраты на аппаратное обеспечение понятны, они необходимы, без сервера, например, не обойтись любой системе. Стоимость же программного продукта определяется тем, что его разрабатывали профессионалы, специалисты своего дела, при этом досконально изучившие бизнес-процессы успешных компаний. Вкладываясь в программные продукты, вы вкладываетесь в качество.

CNews: Российские ритейл сегодня переживает волну слияний и поглощений. На все ли сегменты ритейла это распространяется и какое это оказывает влияние на ваш бизнес?

Любовь Рыбакова: В большей степени эта тенденция характерна для продуктового сегмента, хотя и сети сектора non-food сейчас начинают объединяться. При этом отмечу, что если одна из компаний – наш клиент, то обычно в итоге нашу систему начинают использовать и вторая участвующая в слиянии сторона. По той простой причине, что выгоды перехода на единое решение от Borlas Retail очевидны.

CNews: Каких технологий в сфере информатизации торговли стоит ожидать в ближайшем будущем? Как будет развиваться рынок в дальнейшем, на ваш взгляд?

Любовь Рыбакова: Сейчас многие говорят о технологии RFID. Я надеюсь, что Borlas Retail уже в следующем году реализует подобный проект достаточно крупного масштаба с одним из наших клиентов. Однако в целом пока стоимость этого решения дорога даже для западных компаний, что уж говорить о российских. Тем не менее, я считаю, что в будущем это направление будет развиваться.

Продолжается рост интереса к мобильным решениям, особенно основанным на технологии WiFi, что позволяет упростить многие складские операции, а также операции инвентаризации и переоценки в торговых залах. Внедряются и схемы торговли, когда с помощью мобильных устройств формируется список товаров для включения в чек.

Не просто техподдержка: как вендор ВКС развивает сервис
Телеком

Широко развиваются и маркетинговые технологии, которые требуют своего сопровождения со стороны ИТ. Это и системы лояльности, и разнообразные сертификаты, и бонусные программы. При этом в качестве основания для предоставления бонусов уже можно использовать сообщения, переданные по мобильной связи. Все это требует и создания новых алгоритмов в программных продуктах.

Активное развитие бизнеса, жесткая конкуренция на рынке, постоянное увеличение объема обрабатываемой информации, и, как следствие, необходимость оперативного принятия управленческих решений – вот те условия, которые определяют ключевые ИТ-потребности розничной торговли в целом и сектора non-food в частности, а значит, и тенденции развития решений для этого рынка.

Отмечается рост интереса к интеграционным и аналитическим системам, спрос на них увеличивается. И хотя сегодня еще не многие компании могут позволить себе создавать, скажем, витрины данных для оперативного контроля хода бизнеса, но в дальнейшем спрос на такие решения будет только расти.

На мой взгляд, спрос со стороны торговли будет развиваться в двух направлениях: либо в выборе масштабируемой платформы – мощной транзакционной системы, которая будет поддерживать развитие бизнеса в целом, либо во внедрении специализированных приложений, которые решают конкретные задачи и позволяют повысить эффективность в определенных областях бизнеса. Будущее, как я думаю, за такими решениями.

Как ИИ помог «Авито» стать крупнейшим и безопасным классифайдом в мире
искусственный интеллект

CNews: Какие интересные проекты были реализованы вашей компанией за последнее время?

Любовь Рыбакова: Хочу подчеркнуть, что все проекты для нас важны. Из последних технологически интересным является проект, реализованный для сети универмагов Marks & Spencer. В этом проекте удалось достичь максимальной автоматизации обмена информацией российской сети с материнской компанией.