Разделы

Цифровизация Инфраструктура Системное ПО Внедрения

Как "строить" кадры: рецепт промышленных гигантов

Российские компании не понаслышке знакомы с кадровой проблемой. Особенно это актуально для холдингов и крупных предприятий: в рамках сложноструктурированной компании объективно трудно выстроить оптимальную кадровую политику. Одним из этапов масштабной автоматизации крупнейшего химического предприятия "Сильвинит" стало именно построение комплексной системы управления персоналом на базе Системы Alfa. Проект реализован компанией "Информконтакт".

Совместно с сотрудниками отдела кадров и отдела организации труда были проведены работы по унификации структуры подразделений. Новая структура полностью отвечала современным управленческим стандартам, а ее воплощение стало началом работы в едином информационном пространстве работников отделов кадров, ООТ, ООТиЗ и расчетных отделов бухгалтерии. Далее была осуществлена первичная унификация "кадровых" справочников, утверждены их структура и наполнение, формы приказов приведены к единому виду, рекомендованному Госкомстатом РФ, настроены недостающие, аналогичная работа была проделана по формированию отчетности.

Само по себе наведение порядка в кадровой информации и внедрение единых стандартов в работе отделов кадров были необходимым условием для решения главной задачи – выстраивания бизнес-процессов для своевременного, оперативного управления персоналом, а не учета совершившихся действий уже по факту.

Был разработан регламент работы в управлении кадрами, в соответствии с которым были реализованы управленческие воздействия в рамках подсистемы. Настройка первичного формирования приказов по персоналу непосредственно из подсистемы позволила избежать заведомо некорректных действий пользователей, например, принять работника сверх штата, на несоответствующий оклад, постоянно перевести работника на ставку, освобожденную временно по причине длительного отсутствия работника и т.д. При чем, основная часть проверок срабатывает еще на стадии формирования проекта приказа, а использование событийной модели позволяет настроить механизм оповещения как данного, так и других сотрудников. Электронное визирование, хранение всех вариантов создаваемых документов (утвержденных, неутвержденных, плановых, проектов документов) позволяет четко контролировать и направлять бизнес-процессы по управлению персоналом в нужную сторону.

В середине марта 2006 года во всех структурных подразделениях "Сильвинита" подсистема управления персоналом была запущена в постоянную эксплуатацию, появилась реальная возможность проводить единую централизованную политику в области управления человеческими ресурсами.

Время - деньги

Созданная на "Сильвините" к маю 2006 года единая подсистема по управлению персоналом на базе Системы Alfa позволяла осуществлять полноценное управление кадрами, расчет заработной платы, но решение не включало управление рабочим временем. Задача интенсификации использования фонда рабочего времени и повышения производительности труда была особенно актуальна в свете принятой на "Сильвините" программы "Плюс миллион", подразумевающей постоянное увеличение выпуска продукции без увеличения штатной численности предприятия. Для этого нужно было решить задачу эффективного планирования и контроля рабочего времени в разрезе конкретных работ, условий труда, профессий, подразделений и т.д. Такое возможно только в том случае, если в подсистеме управления персоналом отражается любое управляющее воздействие на сотрудника: не только уровня отдела кадров, но весь производственный (внутрицеховой) документооборот по персоналу, и вся необходимая информация содержится в электронном табельном журнале.

Автоматизация внутрицехового документооборота проходила в мае 2006 – январе 2007 года. Ее проведение сразу на всех балансовых единицах предприятия позволило на раннем этапе выявить сложные, неформализованные, события и при необходимости скорректировать их обработку подсистемой. Предприятие получило возможность опробировать и применить новые подходы к управлению рабочим временем, и, главное, сделать их обязательными для всех сотрудников без исключения. В общей сложности было настроено более трех десятков типовых приказов и распоряжений, касающихся режимов работы, отвлечений от работы, премий и надбавок, техники безопасности и т.д. Их формированием непосредственно в Системе Alfa сегодня занимаются сотрудники отделов труда и заработной платы, подготовки кадров, отделов техники безопасности, экономисты и нормировщики в цехах, а также другие сотрудники, отвечающие за какую-либо область управления персоналом.


Управление рабочим временем в подсистеме позволяло полностью учесть всю специфику производственного процесса

В это же время был разработан единый классификатор графиков работ, включивший в себя более 500 видов графиков. При формировании классификатора были учтены особенности производственного процесса на "Сильвините", такие как непрерывный цикл работы, наличие вредных условий труда и др. В результате все работники предприятия были переведены на индивидуальные графики работы, каждый из которых хранит очередность рабочих смен и выходных дней, детальную информацию о продолжительности рабочего времени, обеденных перерывах и прочие сведения по каждому дню. Внедрение электронных табельных журналов завершило процесс автоматизации фактического учета отработанного времени.

Управление персоналом: правила без исключений

Главным итогом проекта стало построение комплексной системы управления персоналом для всего предприятия, развертывание единого информационного пространства для 18 структурных подразделений "Сильвинита", в том числе территориально распределенных. Общее количество пользователей Подсистемы управления персонала превысило 500 человек.

"В ходе реализации проекта внедрения мы получили единую систему управления персоналом в ОАО "Сильвинит". Были унифицированы справочники, методики, разработан единый регламент работы. Это позволило нам отказаться от дублирования при вводе данных, централизованно вести расчет затрат на оплату труда по всем подразделениям, создать единое информационное пространство по управлению человеческими ресурсами в рамках всего предприятия, а также повысить качество информации, благодаря перекрестному контролю вводимых данных", - прокомментировала результаты проекта Елена Вендольская, заместитель генерального директора по информационным технологиям ОАО "Сильвинит".

В результате формирования единой подсистемы в рамках комплексной КИС предприятие смогло перевести управление персоналом из ряда отдельных задач, за решение которых отвечают конкретные отделы и подразделения, на более высокий уровень. Компания получила возможность проводить взвешенную, продуманную кадровую политику в рамках целостной программы развития предприятия.