Разделы

Ритейл Розница

ИТ-инфраструктуры торговых сетей: кризис внесет свои коррективы

ИТ любого предприятия, в том числе торгового, – это, прежде всего, его ИТ-инфраструктура. От того, насколько эффективно выстроена эта составляющая, зависит стабильность работы всех ИТ-систем компании. К сожалению, пока российские сети не могут похвастать идеальным состоянием своих ИТ-инфраструктур, пока еще здесь наблюдается немало недоработок и недочетов. Хотя компании и стараются всеми силами восполнить пробелы. И тенденции, наблюдающиеся здесь в течение последних лет вплоть до последнего времени, вполне можно охарактеризовать как позитивные. Само собой, глобальный финансовый кризис, разразившийся в начале осени, обязательно внесет (а где-то уже внес) свои коррективы.

Особенность ИТ-инфраструктур розничных сетей – масштабность и большая территориальная распределенность. ИТ-инфраструктура ритейлеров сегодня – это серьезные вычислительные мощности, реализованные в ЦОДах, это офисные информационные системы, это обширные сети передачи данных, это разнообразные аппаратные средства для обеспечения работы логистики и склада, это оборудование магазина/торгового зала (впрочем, последнее мы оставим за рамками данной статьи, и сделаем темой отдельного материала). На самом деле, вполне уместно было бы прибавить к вышеперечисленному и инженерную инфраструктуру торговых предприятий. Само собой, грамотно и оптимально выстроить такое хозяйство, а затем и управлять им – задача не из простых. Тем более в условиях, когда состояние ИТ-инфраструктур многих сетей действительно неидеально.

Что есть и что будет?

Несмотря на «неидеальность», ИТ-инфраструктуры практически всех крупных ритейлеров в настоящее время можно охарактеризовать как достаточно серьезные. И ЦОДы, и сети передачи данных, и системы связи таких сетей вполне «на уровне». Хотя, как полагает Константин Усаковский, руководитель отдела по работе с коммерческим сектором компании «АйТи», в вопросе информационных систем далеко не все так однозначно, ибо поле для деятельности тут гораздо шире.

И все же, при более детальном рассмотрении положение дел здесь оказывается не столь уж и радужным. По словам Дмитрия Токара, директора по работе с сектором ритейла компании «Крок», в настоящее время на торговых предприятиях большое количество процессов выполняется вручную, управление часто децентрализовано, ИТ-политика и стандарты отсутствуют или не соблюдаются, даже в таких областях как безопасность и архивация данных. В торговых предприятиях наблюдается недостаток понимания детальных характеристик текущей ИТ-инфраструктуры, а также наиболее действенных способов ее оптимизации. Общее состояние работоспособности ИТ-приложений и служб неизвестно из-за отсутствия необходимых инструментариев и ресурсов. Кроме того, как правило, не существует механизма обмена накопленными знаниями между разными подразделениями ИТ. Контроль над рабочей средой представляет собой достаточно сложный процесс, очень высоки затраты на обустройство автоматизированных рабочих мест пользователей и управление серверами, реакция на угрозы безопасности довольно запоздалая. Помимо этого, как отмечает Дмитрий Токар, до сих пор наблюдается большое количество морально и физически устаревшего ИТ-оборудования, существующая структура информационных сетей уже достигает предела своего развития. Совершенно логично, что такая ИТ-инфраструктура не позволяет торговым предприятиям в полной мере извлекать выгоду из информационных технологий. В качестве причин сложившегося положения специалист называет остаточность финансирования ИТ-служб, которая наблюдалась на протяжении довольно долгого времени – обычно решались только текущие задачи предприятий, без осознания будущих потребностей бизнеса. Где-то такой подход имеет место и сегодня.

В то же время было бы несправедливо говорить, что «все совсем плохо». Определенный прогресс наблюдается как в целом в сегменте, так и на уровне отдельных компаний, как правило, лидеров рынка. Многие игроки активно унифицируют используемые подсистемы и службы, централизуют администрирование и управление ИТ-системами в пределах компании. Подавляющее большинство владельцев торговых предприятий сегодня уже прекрасно понимают, что ИТ-служба – это фактически бизнес-подразделение, работа которого позволяет приносить заметную пользу и сокращать расходы. В настоящий момент уже практически все розничные сети понимают, что такие вложения – это инвестиции в дальнейший рост бизнеса. Чем лучше будет организована поддержка с точки зрения ИТ-инфраструктуры, тем быстрее и успешнее будет развиваться компания. Разумеется, финкризис серьезно повлияет на ситуацию, но, во-первых, ИТ всегда будут оставаться одним из немногих эффективных инструментов достижения конкурентоспособности, а, во-вторых, при грамотном использовании ИТ – это важнейших инструментарий выживания и даже развития в условиях кризиса.

Александр Осипов, МегаФон: Эффективность киберзащиты вырастет, если снизится рутинная нагрузка на специалистов
безопасность

Было бы наивно полагать, что столь масштабный и глубокий финансовый кризис, охвативший весь мир и практически все стороны экономической активности, не коснется сферы информационных технологий, и тем более ИТ в торговле, которой сейчас приходится особенно несладко. О сокращении затрат на ИТ сегодня заявляют многие ритейлеры. С инфраструктурной точки зрения это означает, что будут приостановлены или скорректированы многие текущие проекты, связанные с ИТ-инфраструктурой. Не стоит сомневаться, что реализация большинства запланированных проектов будет и вовсе отложена на неопределенный срок. Что же касается больших стратегических планов, то тут трудно даже представить компанию, которая инициировала бы какие-либо начинания до стабилизации всего российского рынка.

В то же время вряд ли случится так, что значительному сокращению подвергнутся расходы на оказании текущих ИТ-услуг – на поддержку и сопровождение ИТ-систем. Ведь, как заметил Константин Усаковский, есть товары, которые продавались, продаются и будут продаваться вне зависимости от экономической ситуации на рынке (например, продукты питания, бытовая химия). Конечно, есть и товары «не первой необходимости» (скажем, игрушки или автомобили). Их продажи наверняка снизятся, но вряд ли настолько, чтобы их продавцы перестали поддерживать работоспособность своих ИТ-инфраструктур, а соответственно потреблять ИТ-услуги.