Разделы

MWC 2014

«Инфосистемы Джет» на MWC 2014: Управлять трафиком — это выгодно

Телекоммуникационный рынок стремительно трансформируется под давлением развивающихся мобильных технологий. В новых условиях операторам нужны решения, которые позволят получить дополнительный доход, повысить удовлетворенность абонентов и эффективно взаимодействовать с партнерами. Пакет продуктов для комплексного решения этих задач представила компания «Инфосистемы Джет» на выставке Mobile World Congress 2014 в Барселоне.

В Барселоне компания «Инфосистемы Джет», впервые принимавшая участие в конгрессе в качестве экспонента, сделала ставку на практичность и техническую компетентность. Специалисты интегратора развернули мобильный полнофункциональный стенд, эмулирующий инфраструктуру интернет-провайдера, и представили на нем комплекс систем по управлению трафиком операторского класса. Мобильный комплекс создан на базе собственных разработок компании в интеграции с решениями вендоров.

Сам себе абонент

Посетителям уникального стенда была предоставлена возможность принять участие во взаимодействии между абонентом, оператором и поставщиком контента — медийного, рекламного и пр. В первую очередь предлагалось выступить в роли абонента, и для этого любой участник конгресса мог подключиться к сети компании «Инфосистемы Джет» — JetTelco — и получить доступ к сервисам оператора во всем их многообразии. Допустим, условиями тарифа, выбранного пользователем, предусмотрена невысокая скорость канала, так как обычно интернет ему нужен лишь для почтовой переписки и общения посредством Skype. Но если абонент начнет смотреть видео в высоком качестве, система тут же предложит ему «Турбо-кнопку» для увеличения скорости на время просмотра.

Возможность предложить абоненту какой-либо сервис наподобие «Турбо-кнопки» стала доступна благодаря виджету Jet Toolbar – панели, сопровождающей каждую открываемую интернет-страницу и транслирующей определенный контент. Эта разработка «Инфосистемы Джет» предоставляет оператору канал связи с абонентом. Поставщик услуг может воспользоваться им, например, чтобы сообщить о запуске новых тарифов или изменении в обслуживании из-за регламентных работ. Абонент, предупрежденный о кратковременных проблемах связи, с большой долей вероятности не начнет звонить на горячую линию. Используя возможность подобного массового информирования, оператор может сократить нагрузку на специалистов своего call-центра. Кроме того, выводя на панель Jet Toolbar информацию, ориентированную на конкретного абонента, оператор реализует сценарий персонального взаимодействия с ним. Так, абонент может самостоятельно управлять сервисами (подключить ту же «Турбо-кнопку» или другие функции), а оператор – сообщить пользователю, что в скором времени на его счете закончатся деньги, а также порекомендовать наиболее удобные способы и ближайшие точки оплаты. Транслируя подобное уведомление, оператор получает не только возможность непрерывного поступления денег за пользование его услугами, но и лояльность абонента, тронутого заботой о его комфорте.

Где деньги лежат

Высокая степень адресности предложений оператора достижима благодаря тому, что он аккумулирует огромные пласты информации об абоненте. Это и статистика по потребляемому трафику, получаемая с помощью систем класса DPI (Deep Packet Inspection), которая дает представление о предпочтениях абонента в выборе интернет-контента, и данные из BSS-систем, содержащие сведения не только о гендерной принадлежности пользователя и его возрасте, но и его активности в соцсетях, степени платежеспособности и истории использования тех или иных услуг оператора. Кроме того, ценным источником информации для оператора являются данные геопозиционирования абонента.

Связующим звеном между DPI-платформой и BSS-системами оператора является программный модуль, разработанный в компании «Инфосистемы Джет», — Jet Subscriber Manager, JSM. Это система класса PCRF (Policy & Charging Rules Function), позволяющая идентифицировать абонента в сети, классифицировать его трафик и управлять им на основании различных данных (профиля, запросов от внешних приложений, состояния сессии, доступных ресурсов сети и т. п.). Анализ информации о пользователе, а главное — получение на базе этого анализа новых источников дохода — является ключевой задачей комплекса систем, демонстрируемых компанией «Инфосистемы Джет» на MWC 2014.

На стенде «Инфосистемы Джет» на WMC 2014 можно было побыть в роли абонента, оператора или поставщика контента

На стенде интегратора можно было в деталях узнать, как работает система оператора изнутри, увидеть, на какие составляющие раскладывается трафик и в каком виде эти данные доступны самому провайдеру. «Технологии, на которых построен комплекс по управлению трафиком, показывают поставщику услуг связи, где лежат деньги, — комментирует Елена Фоминская, директор центра телекоммуникационных продуктов и решений «Инфосистемы Джет». — У операторов сегодня есть все шансы перестать быть просто «трубой» для передачи данных и начать получать доход не только от прямых услуг. Информация, владельцами которой они являются, способна приносить дополнительную прибыль».

Еще один сценарий, который был доступен для тестирования на стенде «Инфосистемы Джет» в Барселоне, подразумевает подключение внешнего партнера, например, рекламного агентства. Узкое профилирование абонента на стороне оператора позволяет формировать и отправлять пользователю персональные сообщения рекламного характера. Возможности партнера для передачи таргетированной рекламы огромны: от приглашения посетить ресторан недалеко от текущего местоположения, основанного на данных геопозиционирования, до более адресного предложения, скажем, забронировать отель или взять напрокат автомобиль в том городе, в который абонент в данную секунду покупает авиабилет, – степень персонификации рекламного сообщения зависит от глубины анализа информации о пользователе. Кроме таргетированной рекламы, оператор в сотрудничестве с внешним партнером может предоставлять и другие специфичные услуги: интерактивные игры, подписки, новости, мобильный контент и пр. «Программный модуль JSM выступает в нашем комплексе решений дирижером всех систем, — рассказывает Даниил Виняр, руководитель группы перспективных разработок Центра сетевых решений «Инфосистемы Джет». — Это та компонента, которая никогда не видна абоненту, некая сущность, живущая внутри оператора. JSM «говорит» с системами, участвующими в предоставлении сервисов, может принимать решения и в конечном счете кастомизировать услугу для конкретного потребителя. Зачем предлагать абоненту что-то купить – дополнительную скорость или видеоконтент, — если на его счете недостаточно денег? Ровно так же нет смысла рекламировать товар, который был нужен пользователю вчера, а сегодня уже не актуален. Ложка, как известно, дорога к обеду. Для того и нужен элемент, контролирующий работу всех систем, предоставляющих сервисы».

С заботой об «окружающей среде»

Чтобы максимально использовать возможность предоставлять услуги, партнерам необходим удобный доступ в экосистему оператора – интерфейс, позволяющий поставщику услуг самостоятельно формировать предложения. В комплексе решений «Инфосистемы Джет» это обеспечивается за счет программного продукта класса SDP (Service Delivery Platform), благодаря которому оператор устанавливает взаимодействие с провайдерами контента, услуг и различными сервисами, — технологической платформой Jet Digital Service Platform (JDSP). Она позволяет предоставлять партнеру обезличенную информацию о профилях пользователей и гарантирует проактивную защиту абонентов, своего рода «защиту от дурака» – изолирует от возможных негативных действий со стороны неадекватного партнера.

Платформа JDSP предоставляет унифицированный интерфейс для абонента при использовании операторских и партнерских сервисов. Иначе говоря, пользователь одинаково видит сообщения от оператора и рекламного агентства, ему не нужно устанавливать дополнительные приложения и пр. Впрочем, необходимость внедрения новых систем для интеграции с экосистемой оператора сведена к минимуму и для партнера, при этом экосистема оператора максимально сохраняется: при внедрении нового бизнес-процесса, например, при подключении партнера, продающего определенный контент или организующего лотерею, уже функционирующие бизнес-процессы находятся в «экологичной нише» и не испытывают влияния со стороны появившихся.

Взаимный спрос: как рост медтеха в России формирует приток ИТ-специалистов в отрасль
Маркет

«Если два продукта – приложение JSM и виджет JTB – являются чисто «бизнесовыми», ориентированными на решение задач бизнеса, то платформа JDSP – именно технологическое решение, заточенное для выполнения функции сохранения «окружающей среды» оператора», — подчеркивает Елена Фоминская.

Школа разработки

Разработка собственных продуктов в компании «Инфосистемы Джет» стала возможной благодаря сразу двум факторам: существованию своего подхода к программированию, в том числе формированию и обучению команды разработчиков, и богатой экспертизе интегратора в сфере решений для телеком-операторов, что позволило сформировать в компании Центр телекоммуникационных продуктов и решений (ЦТПР). Подразделение занимается созданием и продвижением продуктов для телеком-компаний, развитием отношений с вендорами и опирается на весь богатый потенциал Технического центра компании по различным технологическим направлениям: сетевые решения, дата-центры, информационная безопасность и пр. «Инфосистемы Джет» имеет более ста реализованных проектов для предприятий телекоммуникационной отрасли. Один из последних был выполнен для Yota, крупнейшего оператора мобильного интернета стандарта LTE в России, на базе программного модуля JSM. Построенное решение позволяет оператору анализировать структуру проходящего контента и оптимально перераспределять полосу пропускания между сервисами, и это значительно повышает качество предоставляемых услуг для пользователей.

Юлия Кошкина, директор Технического центра «Инфосистемы Джет»: «Мы создали собственную уникальную школу подготовки разработчиков»

Разработка и развитие систем, апробация новых продуктов и их нагрузочное тестирование проводятся в компании в специально созданных рабочих и тестовых зонах. Мобильные комплексы, подобные тому, что был представлен на конгрессе, развернуты и в ЦТПР — на них реализуют пилотные внедрения в инфраструктуру заказчика и проводят «боевую» демонстрацию решений.

Сергей Голицын, T1: 70% компаний, применяющих ИИ, подтверждают положительный эффект
Цифровизация

«Идеи всех тех бизнес-кейсов, которые получили возможность быть реализованными операторами благодаря продуктам «Инфосистемы Джет», появились в качестве функциональных бизнес-требований, которым предстояло пройти путь до требований технических, — поясняет Юлия Кошкина, директор Технического центра компании. — Процесс создания и развития программного обеспечения состоит из нескольких этапов — проектирования, разработки, тестирования, а начинается все с бизнес-анализа. Нашей особенностью является то, что мы стараемся эти новые функциональные требования разрабатывать параллельно. Они выпускаются маленькими патчами, прирастая к существующему ядру системы». Такой подход к программированию уже давно успешно практикуется в Техническом центре. Всего в компании около 160 программистов. «Инфосистемы Джет» создали собственную уникальную школу подготовки разработчиков, в которую для сотрудничества приглашаются молодые программисты, зачастую — талантливые студенты. Ведущие архитекторы выступают в роли наставников, набирая себе «кластер» программистов и ведя разработку какого-либо одного функционального требования. Софт, таким образом, разрабатывается одновременно несколькими такими коллективами.

К слову, ведущие архитекторы компании, наряду с техническими специалистами в области телекоммуникационных решений, присутствовали в Барселоне, чтобы консультировать участников конгресса, проявивших интерес к решениям «Инфосистемы Джет». Нахождение на стенде экспертов в области технологий, а не только бизнес-позиционирования выставляемых продуктов, компания считает стратегическим ходом. «Эта выставка исторически отличается от многих себе подобных тем, что сюда приезжают именно технические специалисты. Да, в этом году конгресс во многом шагнул в сторону коммерциализации технологий, но тем не менее спрос на чисто техническое объяснение, как они работают, все еще ощущается, — рассуждает Юлия Кошкина. — Заказчикам интересно, как реализовано то или иное решение, какова его производительность, каким образом оно у нас тестируется и пр.».

Партнерство с перспективой

Системы, входящие в состав программного комплекса, который был продемонстрирован на MWC 2014, разработаны интегратором на базе продуктов класса DPI компании Procera Networks, мирового лидера в производстве решений для эффективного анализа и управления трафиком сетей любой сложности: от корпоративных до операторских. Историю партнерства «Инфосистемы Джет» и Procera Networks поведал Андерс Алненг, директор по работе с ключевыми заказчиками Procera Networks в регионе EMEA: «На российский рынок выйти нелегко, но мы смогли это сделать, потому что нашим партнером стала компания «Инфосистемы Джет» — сильный интегратор, давно и успешно работающий в России. Наше сотрудничество длится с 2008 г., и вместе мы выиграли конкурс на внедрение комплексного решения в «ВымпелКоме», что было очень важно для Procera Networks, так как помогло взаимодействию с другими российскими операторами. «Инфосистемы Джет» обладает большой компетенцией по внедрению и интеграции нашего решения, и сейчас мы обсуждаем возможность развития сотрудничества на международном рынке».

Андерс Алненг также рассказал, что Procera Networks интересуют решения сегмента C2C (Consumer to Consumer), которые касаются деловых взаимоотношений. Делая очередное предложение, оператор должен дать абоненту возможность знать, что происходит с его счетом. Например, если лимит, предусмотренный тарифным планом, превышен, и оператор предлагает его увеличить, пользователь должен четко понимать, сколько будет стоить эта услуга. Это выгодно оператору, так как стимулирует потребление большего трафика: абонент не испытывает опасений, что в дальнейшем он заплатит слишком много, сразу имея информацию, сколько будет должен оператору. Приложение, которое позволяет следить за уровнем потребления трафика, будет способствовать востребованности услуги.

Мария Чимиричкина, Станислав Макаров