Разделы

Телеком Инфраструктура

«ИнформИнвестГрупп»: Телеком-оборудование можно призводить и в России

Легко ли сделать обычный роутер в России? Вице-президент «ИнформИнвестГрупп» Игорь Марченко знает, какой труд за этим стоит и какой специфический опыт для этого требуется даже холдингу, специализирующемуся на телекоммуникационных решениях. Но переориентация российского ИКТ-рынка на внутренние ресурсы может дать такие плоды, которые окупят все вложенные усилия.

CNews: Какие изменения произошли в телекоммуникационном бизнесе «ИнформИнвестГрупп» за последний год?

Игорь Марченко: Примерно пять лет назад мы определили стратегию развития телекоммуникационного направления, занимающего в бизнесе компании примерно 95%. С тех пор развитие «ИнформИнвестГрупп» идет не только в направлении поставки продуктов, сервисов, локализации и интеграции, но и развития своих решений. Поэтому мы оказались готовы к тем тенденциям, которые проявились на рынке в 2015 году.

Мы сегодня активнее переориентируемся на создание собственных продуктов, потому что для нас, как и для значительной части российского рынка это может стать выходом на новые горизонты развития, несмотря на непростую ситуацию для экономики в целом.

CNews: На какой базе вы развиваете свои продукты? Есть ли возможность использовать отечественные компоненты?

Игорь Марченко: Не секрет, что в последние 20–25 лет российский рынок телекоммуникаций в части собственных технологий не развивался, а, надо признаться честно, практически стагнировал. Это касается и программных решений, и аппаратных. Российские компании покупали иностранное оборудование, пользуясь западными же дешевыми кредитами. Так в стране появлялись очень качественные устройства, которые закрывали любые потребности клиентов, и этот рынок рос очень быстрыми темпами. Конечно, все это оборудование производилось на иностранной компонентной базе, наша база не развивалась.

Поэтому одна из самых больших проблем российского телекома, которая повлияла и на бизнес «ИнформИнвестГрупп» – это отсутствие отечественной компонентной базы. Многое приходится приобретать на Западе за валюту. Неудивительно, что сейчас мы смещаем фокус развития в сторону собственных решений.

CNews: Кто является основным заказчиком ваших решений?

Игорь Марченко: «ИнформИнвестГрупп» развивает несколько направлений, которыми мы по праву можем гордиться. Так, одно из наших предприятий выпускает радиорелейные станции, сигнал которых практически невозможно заглушить. В частности, благодаря этому они востребованы в силовых структурах.

Игорь Марченко: Не секрет, что в последние 20–25 лет российский рынок телекоммуникаций в части собственных технологий не развивался

Для радиорелейных станций мы создали собственные чипы и программное обеспечение. На базе этих разработок мы сделали и «гражданские» продукты – это автоматизированная система контроля и учета энергоресурсов, АСКУЭ. Многие говорят про «умные города», «умные дома», но мало кто внедряет. А у нас есть очень интересные разработки и внедрения.

Это, например, уникальный радиоконтроллер, который позволяет снимать информацию с любых счетчиков – электричества, воды, тепла, газа и проч. И на таких радиоконтроллерах можно построить целую mesh-сеть из десятков тысяч устройств, которая будет собирать информацию об энергопотреблении целых населенных пунктов с детализацией до каждого счетчика. Получилось действительно простое и интересное решение.

Следующее направление – это разработки для систем ГЛОНАСС. У нас есть устройство ГЛОНАСС, есть внедрение на Северо-Западе, мы участвуем еще в нескольких проектах в Москве.

И, наконец, «ИнформИнвестГрупп» начала производство собственного телекоммуникационного оборудования под маркой DTTM для волоконно-оптических сетей с использованием технологии DWDM/CWDM. Такие системы поддерживают все современные технологии – Ethernet, SDH, OTN, FC и другие – и могут быть крайне интересны для провайдеров как регионального, так и городского уровня.

Это – блестящие образцы разработок, не имеющие аналогов, и они действительно очень интересны заказчикам. Помимо нематериальной гордости, такие разработки дают и серьезный экономический эффект, поскольку многолетние контракты на поставки для госорганов помогают нашему холдингу в этот непростой период.

CNews: Какие детали и компоненты оборудования вы производите и можете производить в России? Что мешает наладить полный цикл производства?

Игорь Марченко: Что касается возможностей производства отдельных компонентов телекоммуникационных изделий в России в целом, то по некоторым составляющим мне сложно подобрать другое слово, кроме «катастрофа». Если вы возьмете любое телекоммуникационное устройство и разберете его, то, наверное, покажется, что проще всего сделать корпус. Однако в России тяжело найти подходящий штамповочный станок, чтобы делать корпуса сложной формы. Далее, простая с виду вещь – подложка печатной платы. Но у нас есть только один хороший завод, который строится сейчас в городе Дубне.

Игорь Марченко: На данный момент мы решили, что не собираемся изобретать велосипед: не пишем сами, а заказываем разработку ПО и строим на этой базе свой продукт

Что же касается электронных компонентов, то это тоже большая проблема. К сожалению, мы не можем делать в России все, что хотим, потому что здесь нет производственных линий для достаточно «тонких» техпроцессов по изготовлению, скажем, 45-нм полупроводников. Есть мощности на 65 нм и 90 нм, но и они находятся в процессе освоения.

Если резюмировать, то вот в чем заключается проблема. Первое: в стране есть сборочные линии, которые печатают платы, но если вы хотите собрать современную 50-слойную плату, нужны другие линии с другими возможностями. Второе: отсутствует качественная компонентная база. Третье: отсутствует широкий набор чипов российской разработки. Существует примерно десяток разных чипов, и чтобы их использовать при разработке оборудования, надо дописывать софт. Четвертое: как я говорил выше, нет хороших штамповочных станков.

Все остальное решить можно. Одна из ключевых задач при выпуске телекоммуникационного оборудования – создание качественного программного обеспечения. В России наберется немного групп программистов, умеющих писать качественные системные решения. Но эта проблема в перспективе решается приглашением наших соотечественников, работающих по 15–20 лет менеджерами по развитию продукта (продакт-менеджерами) в крупных западных компаниях и имеющих опыт разработки. Тогда через пару лет грамотные программисты под их руководством сумеют делать то, что нам нужно. Это же касается и системотехников.

CNews: Почему задача разработки софта для оборудования так сложна?

Игорь Марченко: Возьмем для примера роутер. Представляете, что такое программное обеспечение для него? Это десятки тысяч человеко-лет работы. Это колоссальный опыт предыдущих разработок, высочайшая культура разработки именно этого продукта. Только тогда получится роутер, которым покупатель будет реально пользоваться.

Александр Осипов, МегаФон: Эффективность киберзащиты вырастет, если снизится рутинная нагрузка на специалистов
безопасность

На данный момент мы решили, что не собираемся изобретать велосипед: не пишем сами, а заказываем разработку ПО и строим на этой базе свой продукт, наращивая в это время свою интеллектуальную базу.

Что-то мы делаем сами – есть определенные задачи критичного уровня, которые нужно решить самостоятельно, потому что ключевые компетенции должны остаться у «ИнформИнвестГрупп».

CNews: Решение каких задач вы считаете первоочередным на направлении собственных разработок?

Игорь Марченко: Сегодня важно найти варианты, чтобы принести технологию в Россию и здесь выйти на конкурентоспособный уровень, создать дополнительную себестоимость здесь, в нашей стране – вот это и есть импортозамещение на нашем рынке.

Игорь Марченко: Надо не просто заменять чужое на свое, а стимулировать российские компании производить собственные продукты такого же качества, как лучшие западные образцы

Вся эта политическая и экономическая ситуация – с запретом на поставку в Россию некоторых высокотехнологичных решений, с отсутствием возможности получить кредиты на Западе – я ее воспринимаю как определенный вызов и толчок к тому, чтобы шире использовались знания, полученные многими из нас при работе на западных вендоров. Это не «кампания по импортозамещению» – это потребность и желание создавать свое.

Техподдержка «Базальт СПО» — гарантия надежной работы вашей ИТ-инфраструктуры
Маркет

Практически все учредители «ИнформИнвестГрупп» рады, что на отечественном рынке появилась потребность в собственных решениях, и мы можем что-то сделать для ее удовлетворения. Нам интересно заниматься не просто куплей-продажей. У нас много сотрудников занято разработками, много ученых, кандидатов наук. Мы создаем такие продукты, что заказчики удивляются их уровню – это суперкомпьютерные платы, мощнейшие решения для финансовых вычислений и так далее.

CNews: Почему это вызывает удивление?

Игорь Марченко: Потому что люди привыкли видеть такие продукты у крупных западных компаний. Но мы поняли, как это сделать здесь, используя западный опыт.

Любая корпорация – это большая оболочка с финансовым механизмом, под которой работают разные группы людей, дочерние компании, и они выпускают на рынок продукты с лейблом этой корпорации.

Ничего сложного в этой схеме работы нет. Надо просто разобраться и использовать ее, чтобы сделать что-то свое. Нужно только понимать, какие продукты можно выпускать своими силами, а какие – нет. Отсюда и два стратегических пути. Либо мы развиваем свой продукт, как, например, радиорелейные станции или роутеры, либо локализуем и развиваем продукт партнера, как это делаем с DWDM-оборудованием. Затем по мере накопления опыта делаем скачок в развитии.

Сегодня важно концентрироваться на ключевых направлениях. Обратите внимание, глобальные компании часто объединяются. По моему мнению, они просто не выдерживают конкуренции с небольшими узкоспециализированными игроками, потому что занимаются десятками продуктовых линеек: беспроводного оборудования, коммутаторов, телефонов и так далее. Они тратят колоссальные деньги на RnD, чтобы конкурировать с множеством мелких компаний, которые специализируются на узких нишевых решениях и знают их досконально. Получается, что крупные компании выигрывают за счет бренда, а мелкие быстрее рождают инновации.

Игорь Марченко: Все учредители «ИнформИнвестГрупп» рады, что на отечественном рынке появилась потребность в собственных решениях, и мы можем что-то сделать для ее удовлетворения

Поэтому я думаю, что настало время концентрироваться на узком сегменте и активно пробиваться на нем. Вы видите, что мы сосредоточились на ГЛОНАСС, на DWDM, разрабатываем роутеры.

CNews: Как вы оцениваете качественный уровень российских ИКТ-разработок?

Игорь Марченко: Встречается совершенно неверное бытовое представление, что «российское – значит некачественное». Есть продукты высокого класса, есть похуже. На слуху пример российских антивирусных решений. А многие ли знают, что компании с российским участием держат больше половины мирового рынка имитационного моделирования? Представьте, каково это – моделировать логистику крупнейшего поставщика всех запчастей авиационных турбин для всех авиакомпаний мира. Это задача колоссальной сложности. И пусть она узкая – мы в таких нишах как раз и развиваемся. Ну а на других направлениях, наоборот, следует кооперироваться.

CNews: По вашим наблюдениям, российский телекоммуникационный рынок движется в том же направлении, которое вы описали как свою стратегию?

Игорь Марченко: Самая заметная тенденция – рынок стремится экономить. Операторы связи закупают оборудование напрямую у вендоров, минуя интеграторов. Поэтому, в частности, снижается роль интеграторов сегодня. Если закупаются комплексные решения, то выигрывает тот интегратор, который помимо поставки еще и интегрирует системы в ИТ-инфраструктуру заказчика. Это классический западный интеграционный подход, прижившийся и в России.

Кроме того, все видят, что стали востребованы отечественные решения. Нет худа без добра: и национальная платежная система, и ГЛОНАСС – это колоссальный скачок в развитии и программных решений, и инфраструктурных в масштабах страны. Операторы стали требовать отечественное оборудование. И это очень хорошая тенденция.

Я считаю, что «импортозамещение» – неправильный термин. Надо не просто заменять чужое на свое, а стимулировать российские компании производить собственные продукты такого же качества, как лучшие западные образцы. Это самое сложное, и этим мы сейчас занимаемся. Нам это нравится.