Разделы

Интернет Безопасность Цифровизация ИТ в госсекторе Веб-сервисы Госрегулирование

Информатизация Генпрокуратуры Казахстана: сделано для людей

Правоохранительные органы эффективны только в том случае, если население им доверяет. Если же доверия нет, множество преступлений останутся нераскрытыми. В Казахстане эту проблему, характерную для большинства стран бывшего СССР, решают с помощью информационных технологий.

Одна из причин, по которой преступники остаются безнаказанными и продолжают свою деятельность, состоит в том, что потерпевшие не обращаются в полицию. Мотивов такого поведения несколько, но они все похожи: люди не хотят волокиты, предполагают отказ в приеме заявления, или просто боятся, что у них возникнут неожиданные проблемы.

Несколько лет назад в Казахстане решили, что, если люди не идут в органы, то надо дать им возможность заявить о преступлениях, не выходя из дома или офиса – через интернет. Заодно решатся и другие проблемы. Например, электронное заявление не будет отклонено под надуманным предлогом, таким, как иногда встречающийся устный отказ: «Вы же понимаете, что подобные преступления редко раскрываются, да и заниматься вашим случаем некому».

Как информатизировали Генпрокуратуру

Генпрокуратура призвана контролировать работу правоохранительных органов, и неудивительно, что информационная система, предусматривающая подачу заявлений через интернет, создавалась по ее заказу. В конкурсе на ее реализацию победила компания «Азия-Софт», у которой был накоплен большой опыт создания и сопровождения ИС госорганов.


Увеличить


«Информационный сервис» доступен через интернет всем гражданам

Проект длился 5 лет, и дал вполне ощутимые результаты. Но для этого разработчикам пришлось преодолеть множество трудностей, среди которых они выделяют отсутствие четкого описания процессов правоохранительных органов, сетей передачи данных, а также разрозненность информационных систем.

Система получила название «Информационный сервис». Она разрабатывалась как часть целого комплекса систем, находящихся в ведении комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан. Помимо нее, работают «Автоматизированная дактилоскопическая информационная система», «Единая унифицированная статистическая система», «Единый учет обращений лиц», и «Специальные учеты».

Посредством этих ресурсов решаются очень важные для государства задачи снижения бюрократизации, частичного перевода работы с гражданами в электронный формат и повышения информационной открытости и прозрачности работы правоохранительных органов. Также в электронный вид переводится и часть «бумажной» работы самих ведомств. Электронный документооборот позволяет избежать дублирования информации и предоставляет авторизованным пользователям с соответствующими правами доступа возможность оперировать едиными, самыми актуальными версиями данных.

К прокурору – через интернет

На «Информационный сервис» можно выйти прямо с сайта Генпрокуратуры. Любой гражданин, имеющий доступ в интернет и электронную подпись, может заполнить форму в окне «Подача заявлений о преступлениях». Там подробно расписаны действия, которые должен предпринять человек, чтобы правильно оформить заявление. После этого оно автоматически заносится в единый реестр, и никто уже не может его оттуда удалить. «Потерять» дело невозможно.

Михаил Брауде-Золотарев, директор центра ИТ-исследований и экспертизы РАНХиГС

Я бы не стал переоценивать возможность удаленной подачи заявления о преступлении. Во-первых, небольшая часть граждан имеет электронную подпись. Во-вторых, по многим правонарушениям необходима личная явка – для дачи показаний, для передачи тех или иных материальных объектов, которые могут быть доказательствами по делу и т. п. Основная потенциальная ценность такого сервиса – невозможность для органов уклониться от приема первичного заявления, но эту задачу можно эффективно решать и без ИКТ.

Большую социальную значимость, на мой взгляд, имеет функция удаленного выяснения законности проверок контролирующих органов, а также отслеживания хода рассмотрения дела – независимо от того, по какому каналу оно было инициировано.

И наконец возможность оперативно обмениваться электронными запросами к информационной системе. С одной стороны, это, конечно, благо. С другой, чтобы дать положительную оценку электронному межведомственному взаимодействию, надо понять, как реализованы права доступа, есть ли возможность пакетной выгрузки и агрегирования персональных данных. Возникают и другие вопросы, в полной мере актуальные, кстати говоря, и для России.

Именно система тотальной регистрации всех преступлений, как утверждают в Генпрокуратуре Казахстана, позволила минимизировать укрытие преступлений и наконец-то с достаточной ясностью определить, каков реальный уровень преступности в стране.

Второй шаг навстречу гражданам – контроль хода рассмотрения заявления. В любой момент система предоставит заявителю информацию через веб-доступ: фамилию следователя, ход рассмотрения дела, принятое процессуальное решение. Больше не требуются звонки следователю или личные визиты с вопросами «как там мое дело» – достаточно ввести свой номер электронного талона в окно «Контроль заявлений о преступлениях».

Аналогичный сервис предоставляется и по обращениям граждан и юридических лиц в государственные органы. Пользователь заходит на сайт, вводит в окно «Обращения в государственные органы» номер талона, полученного при подаче обращения, и может видеть «трекинг» движения своего обращения.

«Гостех» превратится в GitHub для российских разработчиков
CNews Analytics

Предусмотрена и ситуация, когда доступ в интернет отсутствует, а информацию получить необходимо. Как по обращениям в госорганы, так и по заявлениям о преступлениях информацию можно получить, направив сообщение на короткий номер.

Сегодня через портал подается 700–800 обращений граждан и юридических лиц ежедневно.

Гражданский контроль

Отслеживание хода рассмотрения дела через сайт – только часть возможностей, предоставленных гражданам по контролю за деятельностью государства. Если человека не устраивают действия сотрудников правоохранительных органов или чиновников, если он не удовлетворен полученной информацией, он может обратиться в контакт-центр Генеральной прокуратуры или направить жалобу через сайт.