Разделы

Бизнес Законодательство

ГАС "Выборы": как автоматизированы избирательные процессы

Первый этап создания государственной автоматизированной системы "Выборы" завершился к 2001 году. Через 7 лет после начала реализации проекта в ее состав входили 3063 комплекса средств автоматизации, из которых 88 были установлены в избирательных комиссиях субъектов РФ, 190 — в окружных и 2769 — в территориальных избирательных комиссиях. Головной комплекс системы находился в Центральной избирательной комиссии.

Начальный этап создания ГАС "Выборы" был самым сложным, и расходы на его реализацию составили 2,28 млрд руб. Дальнейшая модернизация, осуществленная в 2001-2004 годах, потребовала еще 2,9 млрд руб.

У истоков ГАС "Выборы"

История государственной автоматизированной системы (ГАС) "Выборы" началась в 1994 году, когда президент России Борис Ельцин подписал указ "О разработке и создании Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы". Генеральным заказчиком системы была Центральная избирательная комиссия (ЦИК) Российской Федерации в лице своего подведомственного предприятия Федерального центра информатизации (ФЦИ), а генподрядчиком стало головное предприятие Минсвязи России ФГУП НИИ "Восход". На реализацию первого этапа создания ГАС "Выборы" было выделено 2 млрд руб.

Структура Государственной автоматизированной системы РФ "Выборы"

Перед создателями системы была поставлена задача автоматизировать процесс учета избирателей, кандидатов в депутаты, регистрации избирательных объединений и блоков, планирование этапов избирательной кампании, контроль за поступлением и расходованием средств избирательных фондов, подведение итогов голосования и решение других задач, стоящих перед избиркомами. Уже в 1995, а затем и в 1999 году система использовалась при проведении выборов депутатов Государственной Думы ФС РФ, в 1996 и 2000 г — на выборах Президента России, однако ее роль была вспомогательной — для получения окончательных результатов бюллетени пересчитывались вручную. К сожалению, к настоящему времени полностью перейти на автоматический режим подсчета результатов голосования также не удалось.

Испытания новой системы состоялись в декабре 1999 года, после чего в июле 2000 года она была официально введена в эксплуатацию.

Выбор информационно-технологической платформы определялся высокими требованиями, предъявляемыми к государственным информационным системам такого класса, в частности по показателю надежности — вероятность безотказной работы каждого комплекса средств автоматизации при функционировании системы в режиме проведения голосования и подведения итогов выборов должна быть не менее 0,999. По параметрам цена/производительность наилучшие результаты в то время показали компьютеры фирмы Compaq.

Объем разработанного программного кода специального программного обеспечения системы на первом этапе составил примерно 30 Мб.

Созданная в кратчайшие сроки, ГАС "Выборы" представляет собой территориально-распределенную систему, построение которой соответствует иерархической структуре избирательных комиссий и пока обеспечивает автоматизацию четырех верхних уровней из пяти: ЦИК — избиркомы субъектов РФ — окружные избирательные комиссии — территориальные избиркомы.

По состоянию на начало 2001 года в состав ГАС "Выборы" были включены 3063 комплекса средств автоматизации (КСА), из которых 88 были установлены в избирательных комиссиях субъектов РФ (34 из них одновременно выполняют функции КСА окружных избиркомов), 190 — в окружных и 2769 — в территориальных избирательных комиссиях. Головной комплекс системы находился в ЦИК и включал в себя более 200 сетевых рабочих мест и Центр управления ГАС "Выборы" Федерального центра информатизации.

Первая модернизация

8 задач, чтобы перезапустить инженерную школу в России
импортонезависимость

В 2001 году закончился первый этап в истории ГАС "Выборы". К этому времени техническая база системы значительно устарела, и председатель ЦИК Александр Вешняков выступил с предложением разработать программу ее модернизации.

Модернизация системы осуществлялась по следующим направлениям: повышение уровня автоматизации избирательных процессов; расширение функциональных возможностей программных и технических средств КСА с учетом их использования в интересах федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления; активное использование интернет/интранет технологий; развитие системы связи и передачи данных; совершенствование системы информационной безопасности; повышение устойчивости функционирования ГАС "Выборы"; правовое обеспечение функционирования и развития системы.

Новая система развивалась на основе первой версии с учетом современных требований и возможностей информационных технологий. "ГАС "Выборы" не имеет отечественных и зарубежных аналогов, поскольку в системах подобного назначения автоматизируется, как правило, только заключительный этап избирательного процесса — подсчет голосов, — считает Александр Калинин, главный конструктор системы. — В отличие от первой версии системы, в настоящее время на базе современных инфокоммуникационных технологий осуществляется комплексная автоматизация всех основных, а также важнейших обеспечивающих задач, стоящих перед избирательными комиссиями всех уровней. Причем часть рутинных функций не только автоматизирована, но и выполняется автоматически".

Программное обеспечение системы состоит из общего программного обеспечения (ОПО) и специального программного обеспечения (СПО). В качестве ОПО используется операционная система Windows корпорации Microsoft и СУБД Oracle. СПО полностью является отечественным и разработано специалистами российских предприятий. Для реализации функций подсистем потребовалась разработка СПО очень большой емкости — ориентировочно 950 Мб программного кода, из них 550 Мб разработки ФГУП НИИ "Восход" и 400 Мб — соисполнителей.

Дмитрий Балдин, «РусГидро»: Вынужденный переход на open source приводит к увеличению поверхности кибератак
безопасность

Основной объем базы данных ГАС "Выборы" составляет информация об избирателях — это около 109 млн записей. Значительную роль играют классификаторы, исключающие использование различных наименований одного и того же объекта. Наиболее сложный из них — многоаспектный классификатор территорий, в котором в виде отдельных смысловых слоев, связанных между собой соответствующими отношениями.

При реализации программы развития ГАС "Выборы" был получен следующий эффект: увеличился объем хранимой на КСА информации (ЦИК России в 30 раз, ИКСРФ в 20 раз, ТИК в 40 раз); повысилась скорость обработки данных на КСА (ЦИК России в 150 раз, ИКСРФ в 15 раз, ТИК в 40 раз); увеличен в 33 раза объем информации, передаваемой в вышестоящие комиссии.

В процессе модернизации планировалось, что к 2004 году будут автоматизированы все пять уровней избирательных комиссий, и КСА появятся в участковых избиркомах. Более того, процесс обработки избирательных бюллетеней наконец-то будет полностью автоматизирован — ведь до этого времени данные вводились в ГАС операторами. С этой целью ЦИК собирался укомплектовать все избирательные участки сканерами.

Сканеры, они же Комплексы обработки избирательных бюллетеней (КОИБ), считывают галочки, поставленные на избирательном бюллетене, и выдают протокол. Погрешность при работе КОИБ минимальная — два бюллетеня из 3000. Основным его достоинством является то, что использование сканера практически исключает вероятность подтасовки результатов выборов. Однако стоимость не позволяет использовать их на всех избирательных учатсках – первый сканер стоил примерно 6 тыс. долл.,обновленная конструкция – 1,5 тыс. Тем не менее, в июне 2004 года в шести областях России было проведено тестирование новой версии ГАС "Выборы" для проверки взаимодействия системы со сканерами бюллетеней. В настоящее время в распоряжении избирательных комиссий имеется около 2500 сканеров, из них 1000 используется при проведении выборов в Москве. Дальнейшая закупка КОИБов не планируется, поскольку более эффективной в настоящее время признана технология электронного голосования.

Программа модернизации ГАС "Выборы", разработанная в 2001 году, предусматривала и создание интернет-портала, объединяющего сайт ЦИК России и сайты 89-ти избирательных комиссий субъектов РФ. На публичном контуре портала планировалось оперативно размещать информацию о ходе выборов, а на внутреннем создать информационно-справочную подсистему для сотрудников избирательных комиссий. Работы по этому направлению были завершены в июле 2004 года.