Разделы

Future (Networked society)

Ericsson: OSS/BSS-решения будут становится проще, но мощнее

Разнообразие сервисов сотовых операторов постепенно сводится к одной единственной услуге – передаче данных. Одновременно число участников рынка растет, и рынок становится очень сложным. Джозеф Дойл (Joseph Doyle), директор по развитию решений в области BSS Ericsson в Восточной Европе и Центральной Азии, ожидает сокращения портфеля OSS/BSS-решений в этих условиях.

CNews: Какие тенденции изменят рынок OSS/BSS-решений в ближайшее время?

Джозеф Дойл: Сейчас очевидны две тенденции. Первая заключается в том, что в скором времени все внимание будет сосредоточено на данных. Совсем недавно OSS/BSS-разработки были связаны главным образом с управлением голосовой связью, частично – с отправкой простейших SMS и в наименьшей степени MMS, а также с некоторыми дополнительными платными услугами. Сейчас все большее внимания уделяется передаче универсальных данных, будь то голос, видео или дополнительная платная услуга – тип данных не имеет значения.

Вторая важная тенденция – это возрастающая сложность рынка. Мы сейчас приближаемся к «порогу пятидесятимиллиардного подключенного устройства». Раньше отношения между участниками рынка носили достаточно линейный характер: оператор – клиент – платежный партнер-посредник или портал оператора. Сейчас все больше конечных пользователей общаются посредством IP-телефонии, растет число потребителей OTT-сервисов. Становится очевиден тот простой факт, что основная активность приходится на очень незначительное число участников. Так, на некоторых рынках менее одного процента пользователей потребляют от 25 до 80% всего объема трафика данных. Мы, как разработчики, пытаемся учитывать эти тенденции, которые могут привести к упрощению процессов.

Систем будет становиться все меньше и меньше. OSS/BSS – это решения для управления. Поскольку объект управления становится более универсальным, комплекс решений будет упрощаться. От этого могут выиграть все, но прежде процесс требует значительных перемен и трансформаций.

CNews: Как эти тенденции скажутся на функционале OSS/BSS-решений?

Джозеф Дойл: Скорее всего, потребуются меньший функционал, но большая производительность и возможность работать с большими объемами нагрузки. Сотовые операторы сталкиваются с необходимостью управлять средой, в которой одновременно обрабатываются большие объемы данных. Сегодня по-новому встают вопросы управления безопасностью и защиты данных.

В OSS/BSS-решениях меняются подходы к управлению транзакциями, потому что в них может участвовать более двух сторон. Например, возникают новые модели операций по схеме «бизнес-бизнес-потребитель», «бизнес-потребитель-бизнес», «потребитель-потребитель-потребитель». Все это потребует разработки новых функций, большей гибкости решений. В системы закладывается не строгий перечень параметров, а возможность изменений с учетом требований рынка.

Новая услуга может потребовать изменения всей системы управления. Сейчас это не всегда возможно. В BSS-среде есть целая цепочка систем: вы начинаете с CRM, затем переходите к учетному приложению, приложению управления данными и, возможно, к системе контроля политик. Эта цепочка должна быть упрощена, чтобы процесс шел быстрее. Наши разработчики как раз работают над их адаптацией к современным условиям. Мы тратим значительную часть своей прибыли на НИОКР, и большая часть этой суммы идет на изучение процессов в области OSS/BSS-разработок. Мы считаем это одним из своих будущих рубежей.

CNews: Каким образом изменится объем рынка OSS/BSS-решений в ближайшем будущем, каковы его перспективы?

Джозеф Дойл: Этот рынок нам представляется чрезвычайно эффективным, мы планируем инвестировать в него значительные средства. Хотя со временем и придется оставить в портфеле меньше решений, иначе издержки на адаптацию и поддержку десятков сотен решений, существующих годами, придется каким-то образом покрывать и включать в стоимость услуг, оказываемых конечным пользователям.

Мы видим свою задачу в создании решений для нового рынка с упрощенной структурой. Такие решения должны выполнять многочисленные задачи в разных областях. Мы хотим создать одно или два решения, которые будут способны управлять сетью от начала до конца и позволят упростить процессы управления. Для создания таких систем необходимо проделать большую работу по трансформации OSS/BSS-решений. Она требует крупномасштабных проектов, которые позволят модернизировать существующие системы и заменить сложную среду упрощенной. Здесь от нас потребуется понимание бизнес-процессов оператора, рыночных потребностей конечного пользователя, а также способа разработки и поддержки решений с течением времени.

В конечном счете все смогут сократить свои издержки, потому что нам просто придется выполнять меньше функций и поддерживать меньше систем. Но при этом требования к качеству будут очень высокие. Это создает практические требования к планированию радио-аспекта сети, кабельных систем, равно как и организации деятельности колл-центра, разработке маркетинговой компании, тарификации. Все взаимосвязано. Поэтому мы работаем с нашими клиентами на консультационной основе и начинаем не с предложения им технологии, а с вопроса о том, какие бизнес-цели они ставят, что хотят дать абонентам, каким образом собираются выполнить эти задачи, как это осуществляется на других смежных рынках. После чего мы ищем технологическое решение, которое наилучшим образом соответствует поставленным целям.

CNews: Есть ли у Ericsson решения, которые уже отвечают этим вызовам рынка?

Джозеф Дойл: Да, но мы продолжаем заниматься разработкой и ведем непрерывный диалог со своими операторами. Клиенты, использующие наши учетные, платежные решения или решения по оптимизации сетей, вовлечены в разработку новых технологий. Они делятся с нами очень четким представлением о своих потребностях. В некоторых случаях мы устраивали голосования, чтобы понять, что операторам нужно в первую очередь, и впоследствии реализовали функции, признанные приоритетными.

Еще одна интересная наблюдаемая нами тенденция – это совместное пользование решением. Например, операторы могут вместе эксплуатировать физическую сеть, совместно используя функции сетевого управления.

Мы разрабатываем облачные решения для вывода систем управления из операторских центров и размещения в местах, доступных из различных точек. Разумеется, возникают вопросы защиты клиентских данных и служебной информации оператора. Множество способов реализации таких «облачных» решений помогает решить эти проблемы.

В области аналитики данных мы стремимся понять, чем занимается клиент, чтобы предложить ему соответствующие услуги, поддержку и тарифы. Речь идет о таких возможностях, как управление лояльностью, обеспечение мобильности персонала, оборудования и систем коммуникации. Мы также пытаемся помочь операторам найти лучшие решения управления такими процессами, как спланированный маркетинг, предпочтения в управлении, безопасность детей, родительский контроль и многие другие вещи. Скоро в Барселоне мы объявим о новых решениях в этой области.

CNews: Каковы, с вашей точки зрения, перспективы и выгоды эксплуатации решений OSS/BSS по модели SaaS?

Джозеф Дойл: Компания Ericsson давно думает, как помочь своим клиентам-операторам виртуализировать некоторые процессы и не содержать огромные центры данных для каждого из них. Очень важно заниматься этим в правильном ключе и полностью учитывать целостность процессов и безопасность данных клиентов и операторов. Мы видим действительно большое будущее у различных форм виртуализованных и облачных решений.

Начинать можно с частных облачных решений в рамках общей структуры оператора и переходить к открытым облачным решениям с соответствующими характеристиками безопасности для определенных типов данных, таких как рабочие характеристики сети, биллинговые данные клиентов и многое другое.

Внедрение гибридных облаков может привести к формированию чрезвычайно сложного бизнес-рынка, где многочисленные стороны осуществляют операции на платформе единого провайдера. Это также приведет к появлению новых ролей и новых видов операторов. Совместно с нашими клиентами мы вплотную работаем над малыми инновационными бизнес-моделями, такими как виртуальные операторы сотовой связи (MVNO), инструменты реализации виртуальной сотовой связи (MVNE), специализированные операторы, а также торговые площадки и многое другое. Думаю, в ближайшие 3–4 года в этой области появятся новые модели. Однако нашим первоочередным приоритетом является сохранность данных и комфорт клиентов.

CNews: Каковы на Ваш взгляд особенности российского рынка?

Джозеф Дойл: Мы не видим фундаментальных отличий российского рынка от любого другого, хотя у него и есть свои особенности. На данный момент российский рынок несколько разделен. С одной стороны, среди некоторых конечных потребителей наблюдается бурный рост спроса на смартфоны. С другой стороны, на российском рынке есть значительный сегмент чрезвычайно консервативных пользователей, которые пользуются только стационарными телефонами для внутригородских или междугородных звонков.

Облегченная миграция с Oracle: как осуществить переход на новую СУБД быстрей и проще
Импортозамещение

В России необходимы решения, отвечающие этому спектру требований и адаптированные к языковой среде. Российский и другие соседние рынки объединены общей историей, мы видим их потребности и предлагаем общее оформление интерфейса для этого обширного рынка.

Несмотря на то, что раньше рост в сфере технологии ОТТ был ниже среднего уровня, сейчас ситуация меняется в лучшую сторону. Такие программы, как Skype и Viber, приживались здесь медленнее, чем где-либо еще, но сейчас их популярность заметно растет.

Результаты исследований нашего подразделения ConsumerLab среди конечных потребителей на определенных рынках отчетливо показывают небольшой сдвиг спроса от ноутбуков в пользу планшетных компьютеров. Мы наблюдаем рост в области широкополосной сети мобильной связи по сравнению с прежде популярной стационарной телефонией, а также довольно масштабное использование Wi-Fi, учитывающее все его плюсы и минусы. Также мы отмечаем предпочтение сети Wi-Fi подключению 3G среди пользователей планшетных компьютеров и ноутбуков.

В области телевидения, которое все больше приближается к телекоммуникационной сфере, мы наблюдаем резкий рост в системе кабельного телевидения. Люди получают особый контент за дополнительную плату, причем все чаще с мультиэкранной опцией. Вы получаете возможность смотреть один и тот же контент на небольшом и среднем экране, как у планшета, или же на большом экране, как у ноутбука или непосредственно по телевизору.

Александр Осипов, МегаФон: Эффективность киберзащиты вырастет, если снизится рутинная нагрузка на специалистов
безопасность

Особая черта российского рынка – степень проникновения социальных сетей здесь одна из самых высоких в мире. Я имею в виду местные версии известных международных соцсетей. Пять лет назад социальные сети создавались в стиле журнала. Люди вели дневники в режиме «онлайн». Однако впоследствии они уступили место более коротким и четким контентам.

Также мы отмечаем более требовательное, чем в среднем по миру, отношение к закрытости личной информации. В России люди ценят свою закрытость и безопасность и серьезно относятся, например, к безопасности детей.

CNews: Каким образом эти особенности сказываются на требованиях российских операторов к OSS/BSS-решениям?

Джозеф Дойл: У российских абонентов растет потребность в управлении своими аккаунтами. Например, они хотят контролировать пользование услугой роуминга, иметь возможность подключать и отключать услуги, выбирать параметры пакета услуг или скорость подключения.

Мы также отмечаем повышенный интерес к управлению качеством, включая управление качеством услуг (SQM) и управление клиентским опытом (CEM). Данный интерес высок среди всех пользователей, но прежде всего среди VIP-клиентов с высокими требованиями к качеству услуг. В России есть города с высокой плотностью населения, а также обширные территории со средней плотностью населения. В таких регионах очень большой проблемой является обеспечение качества связи.

Абоненты хотят получать хорошее качество связи, стоя в пробках в Москве. Если происходит сбой, они обращаются к своим операторам, которым мы, в свою очередь, помогаем реагировать на такие обращения. Мы совместно с операторами пытаемся обеспечить хорошее покрытие в городе. Таким образом, существенным требованием к нашим решениям является оптимизация сети – автоматическая или с участием технического персонала.

Россия – очень большая страна с одной из самых высоких долей рынка в мире. И несмотря на то, что здесь высок процент людей, не пользующихся мобильными телефонами, в то же время в России необычайно много абонентов имеют две или три SIM-карты, используемые одновременно или попеременно. Мы пытаемся помогать операторам в управлении этими процессами.

CNews: Как закон по переносимости мобильных номеров (MNP) повлиял на российский рынок OSS/BSS-решений?

Джозеф Дойл: Когда на рынке встает вопрос о переносимости, есть определенные неизбежные изменения, которые требуется внести в системы OSS/BSS. Изначально переносимость – это и есть форма системы BSS. Посредством своей дочерней компании Iconectiv, ранее относившейся к Telcordia, Ericsson занимает лидирующие позиции на рынке определенных компонентов решений MNP. Переносимость мобильных номеров – не что иное, как бизнес-процесс. Технологии очень важны, но так же важно то, как вы их используете и как вы их упрощаете для своих клиентов.

CNews: Что произойдет с системами OSS/BSS при переходе российских операторов на инфраструктуру LTE?

Джозеф Дойл: Для большинства операторов значение имеет не столько переход к LTE-инфраструктуре и модернизация унаследованных систем, сколько их техническая поддержка, находись абонент в зоне LTE, 3G или даже 2G, и мы к этому давно готовы. Решения OSS/BSS становятся все более универсальными, а пользователи требуют все большего контроля и прозрачности. Мы сейчас в том числе работаем над графическим представлением пользовательского опыта.

У нас есть решение под названием Mobile Broadband Charging (MBC), обеспечивающее функцию временного ускорения трафика. Пользователь не должен думать о том, какую технологию он использует, технология должна быть нейтральной. Это хороший шаг вперед и средство обеспечения большего количества и лучшего качества услуг.

Останавливаться нельзя. Сегодня мы уже забегаем вперед и смотрим на следующее поколение. Новыми двигателями спроса будут видео-контент и видео-общение, это единственный способ достижения большого роста. Наша задача заключается в том, чтобы помочь операторам эффективно использовать эту возможность и извлечь выгоду для всех участников процесса.

Александра Кирьянова, Юлия Лю