Разделы

Документооборот Интертраст

Электронное правительство нельзя построить без СЭД

Системы электронного документооборота играют большую роль в построении инфраструктуры, необходимой для перехода к оказанию госуслуг в электронном виде, совершенствования системы госуправления, формирования информационного общества. На практике их внедрение идет неравномерно - так, многие регионы опережают федеральные госорганы. Помимо законодательной поддержки развитию инфраструктуры документооборота в госсекторе необходимы стандарты, которые позволят взаимодействовать организациям с различными СЭД.

В связи с неослабевающей активностью государства в области формирования и развития информационного общества и создания электронного правительства перед госструктурами встают неизбежные вопросы. В чем заключаются идеи информационного общества и электронного правительства/государства? Какие вопросы будут решаться централизованно (что будет "спущено сверху"), а что потребует приложения усилий на местах? Что должно быть основано на общегосударственных стандартах и что может быть установлено индивидуально с учетом особенностей регионов? Какие конкретно информационные технологии обеспечат решение практических задач? Должна ли использоваться единая технологическая платформа? И так далее.

Одной из важнейших практических задач построения информационного общества согласно "Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации" является "повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления, взаимодействия гражданского общества и бизнеса с органами государственной власти, качества и оперативности предоставления государственных услуг". Решение этой задачи обеспечивается налаженным эффективным межведомственным и межрегиональным информационным обменом; увеличением объемов и качества государственных и муниципальных услуг, предоставляемых организациям и гражданам в электронном виде; совершенствованием системы их предоставления.

К показателям, по которым будет оцениваться уровень развития информационного общества в Российской Федерации, относится доля услуг, которые население может получить с использованием информационных и телекоммуникационных технологий, в общем объеме государственных услуг. Будет анализироваться также доля электронного документооборота между органами государственной власти в общем объеме документооборота и доля архивных фонов, переведенных в электронную форму.

Новый уровень внутренней организации

Построение информационного общества невозможно без преобразований в области государственного управления, которые должны обеспечить "качественно новый уровень оперативности и удобства получения организациями и гражданами государственных услуг и информации о результатах деятельности государственных органов", что определяется в "Концепции формирования в РФ электронного правительства до 2010 года" как "новая форма организации деятельности органов государственной власти" - электронное правительство.

Смешанный документооборот органа государственной власти

Источник: "Интертраст", 2010

Для любого органа государственной власти, местного самоуправления это означает необходимость перехода к качественно новому уровню внутренней организации, основанному на электронных административных регламентах с применением формальных методик описания процессов и их измеряемых параметров. Непременным условием повышения эффективности "электронного органа власти" является подключение к работе в электронной среде всего персонала, строгого контроля соблюдения должностных обязанностей, регламентов и процедур, повышения прозрачности процессов предоставления государственных услуг на всех уровнях управления.

Средой, наиболее органично соответствующей этим задачам, является электронный документооборот (СЭД). Отечественные СЭД имеют богатую историю развития и учитывают специфику работы государственных органов, обеспечивая электронное управление и взаимодействие. Их использование способствует повышению контроля и обеспечению прозрачности исполнения распоряжений, увеличению оперативности доставки управленческой информации, снижению временных и организационных затрат на поиск данных, установлению взаимосвязей и взаимовлияния документов, унификации и упорядочиванию документопотоков, снижению материальных затрат на документационное обеспечение.

Фарид Нигматуллин, «ВидеоМатрикс»: У видеоаналитики в промышленности большие возможности
Цифровизация

Система электронного документооборота органа государственного управления обеспечивает создание единого информационного пространства, объединяющего сотрудников всех департаментов (служб, агентств, других оргединиц) на уровне внутренних процессов, оказания государственных услуг и коллективной работы. С ее помощью обеспечивается эффективная поддержка процессов накопления, управления и доступа к информационным ресурсам всех сотрудников. Система ускоряет и упрощает получение сведений о текущем состоянии документа или процесса, реализует возможность хранения в документальной форме истории взаимоотношений сотрудников с организациями и гражданами, увеличивает скорость поиска данных, необходимых для принятия управленческих решений при одновременном повышении их качества и надежности за счет полноты и своевременности предоставляемой информации. Использование СЭД увеличивает скорость прохождения по структурным подразделениям и исполнения управленческих документов, максимально сокращает оборот бумажных документов, обеспечивает экономию людских и производственных ресурсов (за счет сокращения издержек на управление потоками документов). Внедрение системы сокращает время поиска документов и удешевляет хранение бумажных архивов, обеспечивает переход на единые электронные административные регламенты работы с документами, обеспечивающие их защищенность, управляемость и доступность. Унифицируются, формализуются и регламентируются технологии делопроизводства, обеспечивается защита информации от несанкционированного доступа и утечки, происходящей из-за неупорядоченного хранения больших объемов документации.

Без организации внутренней системы электронного документооборота органов управления решение задач формирования и развития электронного государства невозможно. При этом надо учитывать особенности текущего момента и важные определяющие факторы.

Характерно, что наши регионы значительно опережают федеральные органы государственной власти в области использования электронного документооборота и даже в организации электронного межведомственного взаимодействия. Практически можно говорить о наличии проверенной инфраструктуры для оказания электронных услуг населению и организациям во многих регионах, часть из которых уже готова осуществлять обмен документами с использованием СЭД без дублирования на бумажном носителе (кроме случаев, определяемых федеральным или областным законодательством).

8 задач, чтобы перезапустить инженерную школу в России
импортонезависимость

Унифицированная СЭД

В этих условиях довольно безответственно выглядит идея создания единой унифицированной СЭД для дальнейшего ее тиражирования в государственном секторе, которая прозвучала в выступлениях ряда чиновников высокого ранга. За всей внешней привлекательностью такого подхода скрываются серьезные потенциальные проблемы и угрозы. Доводом, который может казаться решающим в пользу единой унифицированной государственной СЭД, является упрощение задачи организации межведомственного документооборота. Но на практике мы наблюдаем обратную картину: ведущие производители СЭД уже накопили большой опыт в построении межведомственного электронного взаимодействия. Необходим только стандарт взаимодействия, который устроит все участвующие стороны и сделает межведомственный информационный обмен эффективным. Унифицированной СЭД необходимый опыт еще нужно будет приобрести. Недостатков создания и тиражирования единой системы для всех государственных структур много. Переход с отработанной системы на новую (не учитывающую особенности конкретной организации) означает не только существенные (повторные) затраты на внедрение, миграцию данных, переобучение, но и потерю более ценных, хотя и сложнее измеримых активов. "Монопольная" система всегда будет иметь известные недостатки, связанные с "неторопливостью" разработки, развития, сопровождения. Кроме того, в единой унифицированной СЭД невозможно учесть специфику работы всех потребителей, поэтому она всегда будет недостаточно функциональной для большинства организаций, особенно уже имеющих опыт успешной промышленной эксплуатации СЭД.