Разделы

Цифровизация Бизнес-приложения Внедрения

Дмитрий Рыбаков: Автоматизация — это гонка вооружений

Предприятия, где нет информационной системы, пожалуй, уже не найти. Однако вместе с преимуществами автоматизация несет бизнесу еще и дополнительные риски. О том, чем опасна ИТ-зависимость и к чему она приводит, в интервью CNews рассказал президент компании ОТР Дмитрий Рыбаков.

CNews: Насколько российский бизнес на сегодняшний день зависим от ИТ? С какими рисками для бизнеса сопряжен процесс автоматизации?

Дмитрий Рыбаков: Любой бизнес, конечно, если мы не рассматриваем две палатки у метро, зависим от информационных технологий. Российский, нероссийский – не имеет значения. Есть виды бизнеса, которые всеми признаются ИТ-зависимыми: информационные системы в них несут основную, функциональную нагрузку. Например, невозможно представить современный банк без транзакционной системы, систем управления рисками.

Однако даже в тех сферах, которые традиционно считаются менее зависимыми от ИТ, ситуация меняется. Это в 1990-е годы основными потребителями ИТ были финансовые институты, нефтегазовый сектор. Сегодня лидерами потребления ИТ стали розница, производство и т.д. Судите сами: единственный, кто точно знает, где находится тот или иной заказ – это ERP-система. Можно ли говорить о том, что компания не зависит от ИТ? Еще 20 лет назад никто не удивлялся, увидев в компании счеты, а сегодня компьютер – это обязательный рабочий инструмент.

Современному предприятию, помимо традиционных рисков (операционных, рыночных, ликвидности), угрожают еще риски информационные. Достаточно представить себе убытки, которые несет информационно-зависимая компания от простоя информационной системы. По России, увы, такие данные никто еще не анализировал. Для американских компаний сектора SMB аналитики Gartner оценивают такие убытки в 40 тысяч долларов в час. Если дело касается брокерских площадок, банков, торговых систем, убытки могут доходить до нескольких миллионов долларов в час.


Дмитрий Рыбаков: Современному предприятию, помимо традиционных рисков, угрожают еще риски информационные

Кроме того, существует масса рисков, связанных с некорректной настройкой информационных систем. Конечно, наиболее обсуждаемыми являются системы информационной безопасностивирусы, спам, контроль доступа пользователей. Есть риски и другого рода. Информационные системы становятся все более и более сложными, контролируют все больше и больше параметров. Но и пользователи этих систем становятся более умелыми и успешно обходят все средства защиты. Достаточно сейчас сказать Societe Generale – и вам тут же вспомнится трейдер, который успешно "наторговал" убытков, в три раза превышающих капитализацию банка, несмотря на все лимиты и системы контроля, заложенные в информационную систему банка.

CNews: Но, несмотря на риски, предприятия сегодня не могут обходиться без ИТ. Каковы их основные мотивы при внедрении современных ИТ-решений?

Дмитрий Рыбаков: Не вдаваясь в перечисление банальностей, можно условно выделить некоторые тенденции.

Если речь идет о госсекторе, то в первую очередь это обеспечение выполнения функций, возложенных на государственные структуры, реализация государственных проектов и задач, то есть вопрос издержек их работы стоит на втором плане. В то время как частные компании хотят главным образом снизить издержки, повысить эффективность, улучшить взаимодействие с клиентами, заботясь об увеличении продаж и прибыли. Каждая организация должна посчитать, что для нее экономически более обосновано – поставить одну систему, которая будет формировать документы, или посадить сто бухгалтеров. И даже если система будет обходиться на 20-30% дороже, чаще всего выбор будет в ее пользу: она не берет больничный, не ходит в отпуск и не требует оплаты сверхурочных.

Взаимный спрос: как рост медтеха в России формирует приток ИТ-специалистов в отрасль
Маркет

Должен отметить, что сегодня среди частных компаний сформировалось понимание связи между информационными технологиями и инвестициями. Я недавно был на одном из крупнейших заводов Белоруссии. Его директор руководит им со времен Советского Союза, уже больше 20 лет. Так вот даже он, в прошлом партийный деятель и член ЦК Белоруссии, в текущих реалиях совершенно четко понимает, для чего ему нужны информационные технологии. Поэтому, на мой взгляд, любой более или менее серьезный менеджер понимает роль технологий, потому что от этого зависит конкурентоспособность его бизнеса, сокращение издержек, рост эффективности бизнеса и т.д.

CNews: Считаете ли вы, что использование дорогостоящих "тяжелых" решений от известных компаний-разработчиков зачастую больше объясняется "модой" нежели реальной потребностью?

Дмитрий Рыбаков: Брендированное решение - это высокая стоимость продукта, высокая стоимость консультантов, высокая стоимость внедрения и сопровождения этого продукта. Когда предприятие покупает брендированное решение, оно покупает стандартное решение. Его внедрение – зачастую процесс длительный и дорогостоящий. Информационные системы не "выбирают сердцем", а бренд – еще не гарантия успешного и эффективного внедрения. Каждое предприятие должно ориентироваться на потребности и масштабы своего бизнеса.

Вложения в ИТ-систему — это вложения в будущее, она в значительной степени определяет не только эффективность бизнеса, но и способности руководителя управлять предприятием. Однако если в ближайшей перспективе планируется продажа бизнеса, эти вложения могут быть не слишком оправданы. В таком случае система должна позволять поддерживать растущий объем бизнеса на переходном этапе. "Запас хода" этих ИТ-систем может быть минимальным. В этом случае если брендированное решение и даст какой-то плюс, то незначительный. Это просто возможность показать покупателю, что компания использует в бизнесе передовые технологии.

После покупки компании судьба таких решений может быть разной. Она зависит от того, кто именно стал новым владельцем. Если речь идет о крупной компании, то приобретенный бизнес, скорее всего, перевооружится в соответствии с установленными корпоративными стандартами.