Разделы

Телеком Бизнес

Алексей Рокотян: Строить с нуля "классическую" телефонную сеть - бессмысленно

Компания «ТрансТелеКом» - один из операторов, ожидающих получения лицензии на дальнюю связь. О том, как будет меняться рынок услуг междугородней-междугородней телефонии по мере его демонополизации, о планах компании, связанных выходом на новый для себя сегмент бизнеса в интервью CNews рассказывает старший вице-президент ЗАО «Компания ТрансТелеКом» Алексей Рокотян.

CNews: Еще в марте текущего года компания «ТрансТелеКом» говорила о некоторой преждевременности в вопросе получении лицензии на дальнюю связь. Как ситуация обстоит сегодня?

Алексей Рокотян: Мы никогда не говорили, что для нас это преждевременно. Речь тогда шла о том, что решение компанией еще не принято, и что имеющаяся на тот момент нормативная база не очень помогает в принятии решения. Позже компания решила выходить на рынок международной и междугородней телефонии. В апреле 2005 года «ТрансТелеКом» подал заявку в Россвязьнадзор на получение лицензии. Ответа мы пока не получили, ожидаем его не позднее июля: согласно законодательству, Россвязьнадзор должен отреагировать в течение 75 дней. Заявки на получение лицензии подали также «Голден Телеком», МТТ и «Центринфоком». Буквально на днях появились сообщения, что по их заявкам приняты положительные решения.

Российское законодательство не предусматривает возможности отказа лицензиату, если он грамотно составил документацию. Мы надеемся, что наши документы тоже удовлетворяют всем требованиям Россвязьнадзора, и раз мы подали заявку – то, разумеется, рассчитываем на положительный ответ. Возможно, в дальнейшем появятся еще желающие выйти на рынок дальней связи - в основном, среди компаний, которые сегодня занимаются IP-телефонией. Законодательство о связи не ограничивает численность участников этого рынка.

CNews: Наверняка ожидаемое получение лицензии потребовало от компании изменений с точки зрения развития инфраструктуры. Каков был масштаб технического апгрейда, проведенного ТТК? Какие средства были вложены «ТрансТелеКомом» в модернизацию?

Алексей Рокотян: Все выглядит совсем наоборот: вначале компания занимается получением лицензии, а параллельно с этим (и после этого) начинается все остальное: модернизация, реконструкция и т.д. Получив «добро» со стороны Россвязьнадзора, мы еще не будем готовы сразу предоставлять услуги дальней связи.

Поэтому пока никакого технического апгрейда в ТТК еще не проводилось. Мы сейчас как раз работаем над тем, чтобы сформировать программу мероприятий по развитию сети. К сожалению, имеющаяся нормативная база пока не позволяет нам это сделать. До сих пор нет документов Мининформсвязи, определяющих требования к построению телефонной сети. Имеется несколько вариантов создания инфраструктуры, отвечающих возможностям передачи голоса на большие расстояния. Можно реализовать услуги дальней связи на классической технологии коммутации каналов, можно – на базе IP-технологий. Но точно определиться со способом реализации решения можно будет только после того, как министерство подпишет соответствующий документ.

Пока же оно только провозглашает, что не регулирует технологии. Но раз это так, то требования должны быть сформулированы таким образом, чтобы можно было эффективно реализовать услуги дальней связи на разных технологиях. Однако тот проект, который появился недавно на сайте Мининформсвязи, пока плохо увязывается с особенностями и возможностями IP-технологий, и в этом - серьезная проблема. Мы направили в министерство наши предложения, надеюсь, что они помогут коллегам в работе над требованиями к сети.

CNews: Я так понимаю, что ТТК тяготеет больше к модели на основе IP-телефонии …

Алексей Рокотян: Если бы разговор о том, как реализовывать услуги дальней связи, происходил бы 5-7 лет назад, то вариантов, альтернативных классической телефонии, и не рассматривалось бы.

Но сегодня оператору, который, как и «ТрансТелеКом», не имеет классической телефонной сети, с нуля создавать ее просто бессмысленно: это и не эффективно, и не перспективно. Поэтому нам кажется правильным, чтобы такие операторы реализовывали решение на базе IP-технологий. Мы с нетерпением ждем требований Мининформсвязи, чтобы понять, позволят ли они нам это сделать эффективным образом. В конце апреля их обещали выпустить «на днях». Я сам более восьми лет работал в министерстве связи, понимаю, насколько тяжело создать такой документ, но нам сейчас от этого не легче. Цена этого документа для операторов очень высока: речь идет о серьезных инвестициях, которые либо станут, либо не станут эффективными.

CNews: Какие изменения с точки зрения инфраструктуры ТТК запланированы на период, последующий за получением лицензии, каковы масштабы ожидаемых инвестиций, и за счет каких средств – собственных или заемных – они будут осуществляться?

Алексей Рокотян: С точки зрения инфраструктуры все на уровне идеи достаточно понятно. Во-первых, нужно создать сеть точек присоединения для подключения зоновых телефонных сетей. Во-вторых, нужно построить транзитные уровни сети передачи голоса – междугородный уровень и международный. Мне не хотелось бы называть какие-то конкретные цифры: во-первых, мы не публичная компания, во-вторых – оценить затраты весьма сложно, пока нет сетевых требований Мининформсвязи, о которых я уже упоминал. У нас есть два варианта развития технологической базы, и то они пока не могут быть просчитаны окончательно. Если модель организации точек присоединения зоновых операторов по всем субъектам федерации не сильно зависит от модели технологической базы, то сеть, которая обрабатывает голосовой трафик, может делаться по-разному. Затраты отличаются в несколько раз.

Те цифры, которые «бродят» по рынку – порядка $50 млн. – вполне адекватны по отношению к операторам, строящим все с нуля. Поскольку у ТТК имеется достаточно развитая сеть – часть затрат отпадает. Пока нет конкретного проекта, трудно сказать, придется ли брать кредиты, и в каком объеме. Говорить об этом пока преждевременно.

Алексей Рокотян: До появления сетевых требований Мининформсвязи оценить затраты на инфраструктуру весьма сложно
Алексей Рокотян: До появления сетевых требований Мининформсвязи оценить затраты на инфраструктуру весьма сложно

CNews: Какие перемены в бизнесе, в структуре ТТК будут сопутствовать выходу компании на рынок дальней связи? Иногда акцент на новом виде деятельности приводит к снижению внимания к «традиционным» для компании областям бизнеса…

Алексей Рокотян: Поскольку для нас это – совершенно новое направление бизнеса, которое довольно сильно отличается от того, чем мы занимались раньше, вполне вероятны некоторые перемены в структуре компании. Возможно, появятся какие-то новые подразделения, обеспечивающие реализацию этого проекта. Естественно, будут привлекаться новые специалисты, которые компетентны в методах работы с массовым рынком. При этом внимание к другим проектам ослаблено не будет. Тот бизнес, который у нас имеется сейчас – это наш фундамент. Терять на нем позиции, увлекшись телефонией, мы не имеем права.

CNews: Как будет выглядеть для частного клиента возможность воспользоваться услугой дальней связи через ТТК? Как тарифы компании будут соотноситься с тарифами сегодняшнего монополиста рынка?

Алексей Рокотян: Что касается способов набора – все эти моменты определены новыми правилами предоставления услуг телефонной связи. У пользователя появляются две возможности. Либо он сразу подписывается на услуги дальней связи определенного оператора, и при наборе «восьмерки» звонок всегда маршрутизируется этому оператору. Вторая альтернатива – когда абонент пользуется возможностью выбора одного из операторов при каждом наборе «восьмерки».

Если пользователю хочется простоты, то он поставит в договоре «галочку» против того оператора, который его привлекает по тем или иным критериям. Если же пользователю важнее сэкономить деньги - он будет выбирать оператора по каждому направлению при каждом наборе. А говорить о том, в какой форме «ТрансТелеКом» будет заключать соглашение с абонентом – будут ли это подписанные контракты или карточки – пока еще рано.

Что касается тарифов, то сегодня я не вижу факторов, которые позволили бы операторам предложить для абонентов совершенно разные ценовые условия. По крайней мере, отличий, подобных тем, что мы наблюдаем сегодня между классической телефонией и IP-телефонией, не будет. Для рынка степень свободы в цене для пользователя будет не очень велика. Пока сохраняется перекрестное субсидирование местной и междугородной связи и государственное регулирование тарифов на телефонию и межоператорские расчеты – возможности операторов дальней связи снижать цены для клиентов весьма ограничены.

CNews: А как после либерализации рынка дальней связи будут строиться отношения новых игроков с «Ростелекомом»?

Алексей Рокотян: Этот вопрос правильнее было бы задать и «Ростелекому»… Политика Мининформсвязи предусматривает, что наряду с этим оператором появляются другие - с теми же возможностями, с теми же полномочиями. При этом (поскольку министерство, как заявляет, не регулирует технологии) на рынке могут работать и IP-телефонисты, и классические телефонисты, могут быть компании, сочетающие возможности этих технологий.

Все, что я могу сказать сейчас – это то, что «Ростелекому» будет непросто. Легальной возможности предложить существенно отличающиеся тарифы, видимо, не будет, у всех операторов будут примерно одинаковые цены. Как будет развиваться бизнес этого оператора в такой ситуации, как будет развиваться рынок в целом – пока предположить сложно.

Дело в том, что модель изменения российского рынка дальней связи существенно отличается от тех, что использовались на Западе. Самое важное, что развитые страны прошли этап демонополизации до того, как IP-телефония стала существенным фактором для развития рынка дальней связи, тогда как Россия на этот путь становится уже после того, как это произошло. Поэтому все прогнозы развития рынка весьма приблизительны.

CNews: Какую роль сегодня играют IP-технологии в решениях «ТрансТелеКома» по построению сетей? Насколько проблемы, которые так живо обсуждают российские IP-операторы, затрагивают интересы вашей компании? Какова ваша позиция в этом вопросе?

Александр Осипов, МегаФон: Эффективность киберзащиты вырастет, если снизится рутинная нагрузка на специалистов
безопасность

Алексей Рокотян: Почти 40% нашего сегодняшнего бизнеса базируется на IP-технологиях. Прежде всего, это интернет. ТТК - один из крупнейших в стране магистральных операторов и с точки зрения междугородных каналов, и с точки зрения магистрального интернета. Поэтому для нас IP-технологии – вещь очень существенная. Что касается IP-телефонии – то мы играем на этом рынке сейчас ту же магистральную роль, что и на других рынках. Наша доля сегодня не очень велика. И рынок IP-телефонии для ТТК не самый критичный, хотя нас, конечно, беспокоит судьба отечественной IP-телефонии. Но если для VoIP-операторов сегодня судьба этих технологий – вопрос выживания, то для нас – это судьба 10% доходов максимум.

В IP-телефонии есть две существенно разных бизнес-модели. Одна – дешевая альтернатива классической дальней связи. Лично у меня такая модель особой симпатии не вызывает, но она понятна и экономически оправдана в наших условиях, когда наблюдается перекос в цене на эти услуги. Люди вложили в эту модель определенные средства, и мне понятно их беспокойство, когда говорят: «Ребята, осталось еще немножко – и все».

Другой вопрос в том, что развитие IP-телефонии приводит к существенным изменениям отрасли связи в целом, совершенно иным бизнес-моделям IP-коммуникаций как основного вида потребляемых услуг связи. И голосовые услуги, телефония – только один из сервисов, предоставляемых в рамках IP-коммуникаций. Появляются совершенно другие наборы услуг (например, Skype), иные способы их предоставления и, что самое главное, новый подход к бизнесу. Развитие IP-технологий должно привести к появлению каких-то инновационных направлений, которыми телекоммуникационный мир пойдет спустя какое-то время. И мне кажется, что столь резкий поворот в судьбе отечественных IP-телефонистов не ускорит появление этого «нового мира» в России. Не хотелось бы «проспать» будущую революцию.

CNews: Какие технологии использует сегодня ТТК для увеличения пропускной способности сети? Каковы преимущества и недостатки этих решений? Каковы перспективы использования технологий в течение ближайших лет?

Алексей Рокотян: У нас два основных направления бизнеса: то, что базируется на каналах и то, что базируется на IP. И здесь практически нет альтернативы тому, что мы делаем сейчас. ТТК внедряет технологию спектрального уплотнения (DWDM), увеличивающую пропускную способность используемых линий связи на порядки. К настоящему времени полностью закончены первый и второй этапы строительства DWDM-сети. Думаю, что появляющихся возможностей хватит на достаточно длительное время. Когда мы этот проект завершим (это должно произойти к началу следующего года), магистральная часть нашей сети будет полностью соответствовать перспективным потребностям рынка.

«DATAREON Platform можно назвать высшей точкой развития на рынке интеграционных решений»
Импортонезависимость

Если говорить про IP-технологии, то сейчас наша компания готовится к переводу магистральной MPLS-сети на технологию 10-гигабитного Ethernet. Думаю, что это будет первая такая сеть национального масштаба. Это проект также рассчитан на среднесрочные потребности рынка.

Что касается перспектив развития технологий, то здесь важны два фактора. С одной стороны – технологии сейчас долго не живут, с другой – подлинные революции случаются нечасто. Технология совершает скачок, потом – «эволюционирует» в рамках нового направления. Не так давно мы, классические связисты, согласились, что IP-технологии - это всерьез и надолго, что на их базе можно делать нормальные телекоммуникации. Ранее это было не столь очевидно. Уж больно много ограничений было поначалу в IP-решениях, пришедших из мира локальных сетей. Но ничего, научились на этой базе строить эффективные решения операторского класса.

На смену сегодняшним технологиям обязательно придут новые решения. В том, что имеется сейчас – много «неоптимальности», излишеств. Кроме того, использование интернета чревато рисками (спама, хакерства, вирусов еще никто не отменял). Сегодня рост IP-технологий во многом обусловлен дешевизной пропускной способности, дешевизной вычислительных ресурсов. Это позволяет не оптимизировать многие вещи. Но рано или поздно рынок задумается об оптимизации, о дисциплине построения сетей, о реальных механизмах сетевой безопасности.

Алексей Рокотян: Технологии сейчас долго не живут, однако и подлинные революции случаются нечасто
Алексей Рокотян: Технологии сейчас долго не живут, однако и подлинные революции случаются нечасто

CNews: Будучи топ-менеджером крупной телекоммуникационной компании, вам, наверное, трудно иметь отличное от большинства мнение по поводу развития того или иного направления связи? Насколько компания «ТрансТелеКом» демократична и терпима к «инакомыслящим» руководителям?

Алексей Рокотян: Иметь мнение, отличное от мнения большинства, всегда непросто. Любая крупная компания – это своего рода производство. Оно, как известно, не любит анархии. Поэтому в разумно организованной компании на этапе обсуждения высказываются и выслушиваются самые разные мнения. Но после того как решение принято - процесс пошел. На этапе реализации «демократия» мешает производству. И возвращаться к этапу обсуждения нужно лишь в исключительных случаях, когда появляются новые обстоятельства или выявляются какие-либо упущения. И в этом плане в ТТК все происходит как в любой нормальной компании.

CNews: А насколько часто совпадают взгляды Мининформсвязи и ТТК?

Алексей Рокотян: Они и не могут всегда совпадать: министерство думает с позиции регулятора, решая задачи общего характера. У регулятора отличная от компаний логика.

А оператор думает о своем бизнесе, акционерах, персонале. Но если мы живем в цивилизованной стране, то оператор должен действовать так, как «начертал» регулятор. Наша компания исходит именно из этого и стремится выполнять все предъявляемые требования.

Когда регулятор выдает взвешенное, грамотное решение – то в той или иной мере будут недовольны все, поскольку развитие невозможно без ограничений. А любое ограничение вызывает соответствующую реакцию. Хуже, когда кто-то доволен, а кто-то нет – это говорит о том, что нарушен баланс интересов. Никто регулятора не хвалит – его всегда только ругают. Знаю это и по собственному опыту.

Поэтому те цели, которые ставит перед собой и перед рынком регулятор, должны быть внятно озвучены и разъяснены. Все ограничения (а они неизбежны) должны быть логичны, справедливы, не избыточны, должны вести к достижению поставленной цели. И когда эта линия рынком понята и принята – то ограничения воспринимаются участниками рынка с пониманием.

И тогда между регулятором и операторами есть взаимопонимание и взаимоуважение. И общий подход к решению проблем, даже в условиях несовпадающих интересов. Но такая «идиллия», безусловно, требует усилий от обеих сторон. Наша компания готова пройти свою часть этого пути.

CNews: Спасибо.